Гражданский Центр ядерного нераспространенияГражданский сайт ядерного нераспространения
На главную   English
Поиск:
Эксклюзив | Архив | Публикации | О нас | Ссылки | Форум | Гостевая

Андрей Антонов,
ИТАР-ТАСС,
7 февраля 2001

Атомная энергетика Японии

Проблема обеспечения энергетическими ресурсами была и остается для Японии весьма острой

Проблема обеспечения энергетическими ресурсами была и остается для Японии весьма острой. Не имея собственных природных запасов угля, нефти, урана, Япония вынуждена импортировать почти весь объем потребляемых энергоресурсов, оставаясь в этом отношении едва ли не в полной зависимости от других стран. Учитывая это, правящие круги страны прилагают огромные усилия, чтобы обратить в свою пользу изменения, происходящие на мировых рынках топлива и сырья. В середине пятидесятых годов, свидетельствует японская печать, энергетика страны была радикально переориентирована на использование нефти вместо угля. Мировые энергетические кризисы семидесятых годов, многократное подорожание нефти привело к активизации поисков альтернативных энергоисточников, в особенности к стремлению по возможности шире использовать атомную энергию.

Исключительные по своей значимости и экономической эффективности перспективы использования атомной энергии для развития самых разных сфер материального производства естественно проявили себя и в Японии. Среди этих сфер - электроэнергетика, создание новых технологий в энергоемких отраслях на основе использования отходящего тепла ядерных реакторов, применение радиоизотопов в сельском хозяйстве, медицине и т.д. При всем многообразии возможных областей использования атомной энергии главным с точки зрения развития производительных сил общества в наше время в перспективе остается производство электроэнергии. В середине 1987 года атомная энергетика обеспечивала, по данным японской печати, почти 27 проц внутреннего производства электроэнергии в Японии. В настоящее время /данные на апрель 2000 года/ действует 51 промышленный ядерный реактор, который вырабатывают 35 проц всей производимой в стране электроэнергии. Согласно правительственным планам, этот показатель к 2010 году должен возрасти до 42 проц. /оценка Японского института атомной энергетики/.

Инвестиции энергетических компаний в строительство атомных электростанций превысили 1 трлн иен. Однако темпы развития атомной индустрии Японии, которые в 1975-1985 годах составляли 19 проц в год, в последние годы резко замедлились. Эти изменения связаны с тем, отметил высокопоставленный представитель японского Научно-технического управления, что в самой Японии АЭС стало строить все сложнее в условиях активизации движения противников атомной энергетики и защитников окружающей среды, что вынуждает японских производителей искать новые рынки.

Существует два фактора, способствующих развитию атомной энергетики Японии:

1) стабильность производства электроэнергии,

2) экономическая эффективность производства электроэнергии.

Атомная энергетика в меньшей степени, чем тепловая, подвержена колебаниям мировых цен на топливо, а производство электроэнергии на АЭС связано с наименьшими затратами. Формирование мощной научно-производственной базы атомной индустрии, развитие государственного сектора в сфере атомной науки и техники позволили Японии осуществить ряд успешных разработок в области технологии реакторостроения и топливного цикла и обойти тем самым лицензионные преграды на пути удешевления атомного энергетического производства. Предприняты конкретные шаги на пути к реализации выработанной еще в конце 60-х годов концепции замкнутого топливного цикла, базирующейся на использовании плутония в реакторах-размножителях на быстрых нейтронах. Реализация этой концепции, по оценкам ведущих японских специалистов, позволит Японии в перспективе существенно ослабить топливно-сырьевую зависимость атомной энергетики от внешних рынков. Энергетическое использование плутония стало решающим участком научно-технического прогресса в японской атомной энергетике, концентрируя в себе все большую долю средств, направляемых на энергетические разработки.

Главным критерием инвестиционной политики государства в этой области является экономия урановых ресурсов и сокращение зависимости их от импорта. Высокие издержки на извлечение плутония при существующей технологии регенерации в Японии, а также в странах, с которыми заключены соответствующие контрактные соглашения, обусловливают необходимость инвестировать поиски путей разработки альтернативных топливных циклов на переходном этапе от легководной к бридерной энергетике. Достижение цели формирования замкнутого цикла в условиях низкой рентабельности опытных образцов реакторов-размножителей потребовало от государства осуществления целой системы дополнительных мероприятий по модификации путей реализации долгосрочной программы.

На современном этапе развитие атомного энергопроизводства характеризуется возросшим стремлением правящих кругов Японии полнее использовать научно-производственный потенциал страны. Сохраняющаяся технологическая зависимость от США в ряде звеньев топливного цикла АЭС, возрастающие масштабы научно-технических задач вынуждают государство более гибко подходить к организации механизма стимулирования научно-технического прогресса в атомной энергетике за счет сочетания традиционных и новых форм, реорганизации источников финансирования и передачи технологии, разработанной в государственных лабораториях, частному сектору, а также совместной деятельности с другими странами, где особо выделяется сотрудничество с Россией.

Многократное увеличение цен на нефть явилось причиной пересмотра многих ключевых аспектов энергетической политики Японии, структурной перестройки всей экономики. Особое внимание было уделено мерам организационно-регламентирующего характера по экономии энергии во всех сферах. За период 1980-2000 годов энергоемкость снизилась в Японии более чем в два раза. В дальнейшем, по-видимому, сохранится тенденция снижения удельного энергопотребления. Однако объем электропотребления, согласно Центру стратегических исследований, возрастет примерно вдвое, что, естественно, выдвигает для Японии задачу поиска стабильных источников энергоснабжения. Одним из возможных путей решения выбрана атомная промышленность.

Правительственные планы развития ядерной энергетики исходят из того, что вплоть до 2010 года среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта Японии составят 2 проц., вызывая одновременно и повышение спроса на электроэнергию. Однако в 1999 году было зафиксировано сокращение ее потребления на 1,1 проц., что стало первым падением за 16 лет. К этому добавилось резко негативное мнение большинства населения Японии /68,2 проц. опрошенных/ к АЭС из-за неуверенности в их надежности. Общественное мнение обеспокоено серией аварий на атомных станциях и скандалами вокруг попыток властей скрыть их истинные масштабы. Особо следует отметить взрыв в 1997 году на предприятии по переработке низкорадиоактивных отходов АЭС в местечке Токаймура. Авария здесь классифицируется как крупнейшая за всю историю Японии. Такой оценки придерживается, в частности, японское правительственное Управление природных ресурсов и энергетики. Эти факты дали основание правительству выдвинуть предложение о сокращении программы строительства в Японии новых атомных электростанций, которая была принята на ближайшие десять лет. Согласно этой программе, предполагалось строительство к 2010 году еще 16-20 атомных станций.

На сегодняшний день средняя мощность реактора в Японии равняется 779 тыс киловатт, максимальная - 1175 тыс киловатт. По данным Комиссии по атомной энергии, на апрель 2000 года в стране действовал 51 реактор общей мощностью 45 млн киловатт. По этому показателю Япония занимает третье место в мире после США и Франции. Прогнозы японского Административного совета по вопросам ядерной энергетики оценивают суммарную установленную мощность АЭС к 2010 году в 66-70 млн киловатт. Однако в последние годы, в силу ряда вышеупомянутых причин, сдерживающих развитие атомной энергетики, наблюдается заметное отставание фактических темпов ввода новых АЭС от прогнозируемых. В случае если АЭС, как и сейчас, будут загружены по мощности на 70 проц. и по времени - на 55 проц. и эффективность преобразования тепловой энергии в электрическую на них составит 35 проц., годовая выработка электроэнергии в этой отрасли составит около 630 млрд кВт-ч. То есть АЭС, несмотря ни на что, были и остаются самой важной частью японской электроэнергетики.

Становление и структура

Всего через два года после принятия японским парламентом Основного закона по атомной энергии, юридически открывшего частному сектору доступ в области атомной науки и техники, с атомным производством были уже связаны 230 компаний, а 90 из них имели специализированные отделы для проведения атомных исследований и разработок. Высокая техническая сложность и наукоемкость изготовления ядерной техники требуют к тому же огромных капиталовложений. Это предопределило объединение промышленных компаний, связанных с атомным бизнесом, в промышленные группы, которые сформировались в 1955-1956 годах, иногда в рамках старейших монополистических объединений. В их числе - "Мицубиси", "Мицуи", Токийская, "Дайити" и "Сумитомо". Эти группы располагают своими специализированными промышленными предприятиями, учебными и научно-исследовательскими центрами и торговой сетью. Ведущее место среди них занимает группа "Мицубиси", второе место - группа "Мицуи", третье - Токийская. Подобное распределение заказов указывает на высокую степень монополизации производства атомного оборудования. Головными компаниями в каждой атомнопромышленной группе являются: "Мицубиси" - "Мицубиси гэнсиреку коге", "Мицуи" - "Тосиба дэнки", Токийская - "Хитати, "Дайити" - "Фудзи дэнки", "Сумитомо" - "Сумитомо гэнкиреку коге".

Правительственная политика в области ядерного энергетического производства предусматривала и предусматривает не только наращивание суммарных установленных мощностей АЭС, что видно из правительстенных прогнозов, но и повышение такого агрегированного показателя, определяющего производственные возможности японской атомной индустрии, как доля оборудования национального производства в стоимости АЭС. Важность этого показателя подчеркивалась практически во всех правительственных планах в области использования атомной энергии. Для этого, в частности, в настоящее время Япония в ходе сотрудничества с Россией вкладывает финансы в те виды НИОКР, которые дают ей необходимый технологический опыт. Это признавали в своих заявлениях высокопоставленные представители японского правительства.

Повышение роли атомной энергетики было бы невозможным без увеличения инвестиций в атомную промышленность, а для стимулирования инвестиционной активности японских производителей атомноэнергетического оборудования правительство предоставило им ряд налоговых льгот:

1959-1983 гг. - Введены налоговые льготы с целью содействия экспорту техники и технологии;

1969-1982 гг. - Введены налоговые льготы для развития экспериментальной базы Корпорации энергетических реакторов и ядерного топлива.

1961-1982 гг. - Введены льготы с целью содействия развитию материально-технической базы в атомной промышленности. Уменьшение темпов роста энергопотребления в 70-х - начале 80-х годов, нерешенность многих проблем, стоящих на пути атомного энергетического строительства, факторы недостаточной конкурентоспособности атомной энергетики по сравнению с традиционной тепловой привели к пересмотру в 1982 году прогнозных оценок увеличения мощностей АЭС. Прогнозы на 2000-е годы Консультативного совета по энергетике и двух других влиятельных организаций - Токийского экономического института энергетики и Атомного промышленного форума, - как было упомянуто выше, предусматривают снижение темпов роста атомных энергомощностей в среднем на 15-35 проц. по сравнению с плановыми наметками на 2010 год /согласно этому плану, суммарная мощность всех АЭС должна была достигнуть 66-70 млн киловатт/.

Тем не менее роль атомной энергетики по-прежнему оценивалась планирующими организациями очень высоко. Особое значение в этой связи придавалось не только мерам по преодолению трудностей, препятствующих расширению строительства, но и решению задачи улучшения экономических показателей атомной энергетики в будущем. Программа дальнейшего развития атомной промышленности ставила задачу повышения и ускорения перевода легководной атомной энергетики на использование плутония. Переориентация на новый вид топлива была вызвана замедлением темпов освоения экономичной технологии и разработки собственно уран-плутониевых реакторов-размножителей. Отражением линии на усиление роли легководной атомной энергетики, функционирующей на уран-плутониевом топливе, явилась активизация деятельности японских промышленных компаний по двум направлениям:

- сотрудничество с иностранными фирмами;

- собственная разработка усовершенствованных тепловых реакторов.

До середины 90-х годов целью НИОКР являлось создание таких конструкций и схем управления атомными электростанциями, использующими в топливном цикле плутоний, которые бы обеспечивали легкость управления и проведения контрольных проверок, повысили эксплуатационную надежность и безопасность для персонала и окружающей среды.

Всей этой работой руководил Комитет научно-технического согласования, куда входят 30 представителей групп и энергетических компаний. Учитывая перспективную важность для страны разработок, которые велись новым институтом, правительство предоставило субсидии в размере 13,6 млрд иен (в среднем по 2 млрд иен ежегодно), из которых 90 проц. должны были поступить на спецсчета содействия развитию энергоисточников.

Консультативный Совет по энергетике при министерстве внешней торговли и промышленности рекомендовал осуществить в период 1995-2013 годов полномасштабное использование плутония в леговодной атомной энергетике. На этом этапе намечалось завершить изучение комплекса экономических и политических проблем, связанных с его использованием. Поэтому к началу этого этапа /1995-2013 гг./ планировалась подготовка условий для широкого энергетического использования плутония в легководной атомной энергетике.

Новый взгляд на энергетическую роль плутония как топлива, потенциально способного повысить экономическую эффективность легководной атомной энергетики, стал особенностью долгосрочного плана развития атомной энергетики Японии 90-х годов. Япония пыталась также наладить сбыт своих атомных реакторов за рубежом, однако при этом возникли трудности, связанные с тем, что на территории самой Японии нет урановой руды и, следовательно, для вывоза и установки японских реакторов требуется разрешение на реэкспорт ядерного топлива. Поэтому для Японии огромное значение имеет китайский рынок, на котором есть собственная руда. В 1984 году туда, впервые для Японии, компания "Мицубиси дзюкоге", являющаяся крупнейшим производителем ядерных реакторов, заключила контракт с КНР на сооружение малогабаритной АЭС. В числе организаций, созданных для изучения возможностей и условий экспорта японского оборудования для АЭС в развивающиеся страны, а также для координации усилий национальных атомных промышленных и энергетических компаний, следует отметить японский Комитет по сотрудничеству с развивающимися странами при Комиссии по атомной энергии.

В настоящее время, по сведениям МИД Японии на апрель 2000 года, атомная энергетика Японии базируется на реакторах водо-водяного типа /легководных/ под давлением и кипящих, которые достаточно экономичны и дают меньшее количество отходов по сравнению с традиционными теплоэлектростанциями. Сейчас все японские реакторы работают на плутонии. Как уже было сказано выше, до середины 90-х годов в ядерной энергетике Японии главный упор делался на развитие реакторов на быстрых нейтронах /бридерные/, которые как раз и работают на этом топливе. В феврале 1997 года кабинет министров Японии одобрил предложения Комиссии по ядерной энергии о переводе 18 атомных электростанций к 2010 году на новое, смешанное топливо и о сокращении программы создания бридерных реакторов, работающих на плутонии. Эти реакторы теперь будут рассматриваться как "один из альтернативных вариантов использования нетрадиционных энергоносителей". Для выполнения этой программы в 1997 году Япония заключила с Бельгией соглашение об эффективном использовании в мирных целях плутония, согласно которому бельгийская сторона займется переработкой плутония, образующегося в результате работы японских АЭС, и изготовлением из него смешанного оксидного топлива. По новой технологии оно будет затем полностью сжигаться в модернизированных ядерных реакторах на легкой воде.

Значительная часть ассигнований на атомные НИОКР идет с общего счета госбюджета и распределяется почти полностью по линии Управления по науке и технике. С указанного счета госбюджета выделяются, кроме того, средства на атомные НИОКР различным ведомственным институтам при министерствах - внешней торговли и промышленности, транспорта, здравоохранения, сельского хозяйства и земледелия. На их долю в 1987 году в совокупности пришлось 4,5 млрд иен, что составило 2 проц от суммы ассигнований на эти цели, распределяемых Научно-техническим управлением. Эта величина наглядно свидетельствует о преобладающей роли этого ведомства в ядерных исследованиях и дает право судить о степени финансирования работ и в наши дни. Основными потребителями средств, отпущенных с Общего счета госбюджета по линии Научно-технического управления, являлись Корпорация энергетических реакторов и ядерного топлива (КЭРЯТ) /была ликвидирована в 1998 году/ и Японский институт атомной энергетики (ЯИАЭ).

Потребности в ядерном топливе

Важным условием для ускорения развития японской атомной энергетики является решение проблемы ее топливного обеспечения. Основным поставщиком по долгосрочным соглашениям урановой руды Японию является Канада, которая обязалась экспортировать 60 тыс. тонн руды урана. В последние годы отмечен рост поставок руды из США, которые пытаются тем самым решить важную для себя проблему уменьшения отрицательного сальдо в торговле с Японией. Возрастает роль Австралии, которая поставит в Японию 17 тыс. тонн руды. В 2000 году также был подписан контракт между Японией и Россией на поставку низкообогащенного урана в эту страну.

Обострение энергетических проблем заставило правительство и деловые круги Японии серьезно пересмотреть свои позиции по ряду вопросов энергетической политики. Так, орган японского Атомного промышленного форума отмечал, что "после нефтяного кризиса и образования урановых картелей нет уверенности в надежности заключенных договоров по поставкам природного урана, в особенности в отношении цен". Поэтому был принят ряд мер для обеспечения надежного снабжения атомной энергетики природным ураном, в частности японские компании пытаются получить прямой выход на урановые рудники, минуя посредников - международные картели.

Социальные и экономические проблемы

В ядерном энергетическом строительстве в Японии стали существенными диспропорции между правительственными прогнозами развития сети АЭС и их фактическим осуществлением. Особенно большие надежды возлагались на атомную энергетику во второй половине 70-х годов, однако уже с начала 80-х годов прогнозные оценки были пересмотрены в сторону снижения под влиянием как экономических, так и социальных факторов.

Общеизвестна так называемая "ядерная аллергия" японской общественности - резко отрицательное отношение ко всем областям использования атомной энергии, связанное как с памятью об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, так и с недавними скандалами из-за многочисленных случаев аварий на японских АЭС.

Недовольство также вызывают факты теплового воздействия АЭС на животный и растительный мир прибрежных районов. Все японские АЭС строились на побережье и в качестве конденсата использовали морскую воду. В результате слива в море у побережья температура воды сильно повышалась, что вредно сказывалось на состоянии морской флоры и фауны и в конечном итоге отражалось на рыбном промысле и доходах многих рыболовецких поселков.

Правительство пытается решать эту проблему, строя различные отстойники для воды и системы ее очистки. Правительство стремится не допустить дальнейшего усиления антиядерных настроений и пытается найти компромиссные решения. Итогом общенародной дискуссии явился ряд законодательных актов, ужесточивших контроль центральных организаций, ответственных за безопасность эксплуатации АЭС.

Японским парламентом были приняты три закона: о развитии районов в местах размещения АЭС, удержании налогов с энергетических компаний за строительство электростанций и об образовании спецсчета содействия развитию энергоисточников. Назначением данного спецсчета является не только финансирование научно-технической деятельности в области энергетических разработок, о чем говорилось выше. Он также служит усилению финансовой базы для правительственных мероприятий в области контроля над развитием атомной энергетики, а также для пропаганды атомной энергетики среди населения.

Посредством центрального финансирования создается экономическая основа для привлечения префектур и населения в развитие атомной энергетики:

Например, в 90-х годах по сравнению в Англией дозы радиоактивного облучения населения составляли соответственно: Япония - норма: 0,005 бэра в год /фактически 0,0004 бэра в год/; Англия - норма: 0,5 бэра в год /фактически 0,024 бэра в год; В результате работы АЭС вместе с отходами в окружающую среду попадают различные газообразные и пылевидные радиоактивные вещества. Их количественный состав и активность в значительной степени зависят от типа реактора, состояния активной зоны, условий эксплуатации основного оборудования и систем отработки отходов. Об уровне безопасности японской атомной энергетики по сравнению, скажем, с американской можно судить по мощности аэрозольных выбросов радиоактивных благородных газов (РБГ) на тыс МВт установленной мощности АЭС.

- Япония: 9,37 /для реакторов типа ПВР/; США: 326 /для реакторов типа ПВР/. Что составляет разницу в 34,8 раза.

- Япония: 69,3 /для реакторов типа БВР/; США: 3823 /для реакторов типа БВР/. Разница - в 55,2 раза.

Приведенные показатели свидетельствуют, что интенсивные НИОКР в области безопасности эксплуатации АЭС, осуществленные в Японии, привели к весьма ощутимым результатам.

Как и в других странах мира с развитой атомной энергетикой, в последние годы в Японии значительно расширилась научная и производственная деятельность в области безопасности эксплуатации АЭС. Основным проектно-конструкторским решением в этой области явилось усовершенствование защитных оболочек АЭС, сводящих к минимуму риск радиоактивного поражения населения, проживающего вблизи нее. Дальнейшим развитием концепции защитной оболочки явилось подземное размещение АЭС. Особый интерес к этому направлению строительства АЭС проявила Япония. Основным доводом для проработки вариантов подземного строительства АЭС в условиях Японии послужила ограниченность территории, пригодной для строительства АЭС в обычном варианте. Согласно оценкам Центрального института энергетики при Ассоциации энергетических компаний Японии, имеющейся в стране прибрежной территории при традиционном размещении АЭС будет достаточно только для строительства электростанций суммарной мощностью 100 млн киловатт.

Сотрудничество России и Японии В августе 2000 года правительством России был утвержден перечень направлений сотрудничества нашей страны с государственными и частными предприятиями Японии в сфере атомной энергетики. Согласно этому документу, одним из основных направлений сотрудничества является производство смешанного уран-плутониевого топлива /МОКС-топлива/ и тепловыделяющих сборок /ТВС/ для реакторов на быстрых и тепловых нейтронах с использованием плутония, изъятого из военных программ. Также предусмотрено облучение экспериментальных тепловыделяющих элементов - ТВЭЛов, являющихся топливом для реакторов, в реакторах Государственного научного центра РФ "НИИ атомных реакторов".

Другим направлением сотрудничества, по сообщению министра Евгения Адамова, является переработка в России МОКС-топлива для реакторов на быстрых и тепловых нейтронах пироэлектрохимическим методом с последующим изготовлением "свежего" топлива и его испытанием в реакторах. Предусматривается также совместная разработка замкнутого топливного цикла реакторов на быстрых нейтронах.

Наиболее крупными проектами двустороннего сотрудничества являются сооружение на Дальнем Востоке АЭС и поставки топлива для японских атомных электростанций. По мнению специалистов, закупка Японией российской электроэнергии была бы взаимовыгодна. Дело в том, что сооружение атомного блока в России в 3,5 раза дешевле, чем в Японии. При этом поставки электроэнергии могли бы стать гарантией возврата японских инвестиций.


Ваше мнение (комментарий к статье)?


ае, 19.01.2010 0:42:55

нормал


Д.Митев, 08.05.2011 18:04:59

По этому вопросу имеется радикальные решения . Электроенергии можно получать при значительно эффикастными способами, вплот до получение энергий и без топливо- за счет тепла внутренней энергии потока при помощи окружающей среды. Такие способа как минимум два : Технологически способ – увеличение получаемой энергии от ТЭС и АЭС больше двух раз, без добавка топлива. Основное оборудование сохраняется. Добавляется только оборудование для усвоение дополнительная свободная энергия. В оборудование почти ничего не меняется, кроме технологичного режима работы. Это тоже не шутка. Технико-технологичный способ – при эго помощи количество получаемой энергии можно увеличит до 4-5 раз от получаемой номинальной энергии ТЭСа или АЭСа. Это не шутка, не добавляя топлива. При этом способе оборудование необходимо несколько изменить.Имеется ввиду процесс расширения и ускорения потока на вход в турбину при помощи преобразователь-ускоритель. Технико-технологически способ решает вопрос и с получения энергии без топливо используя тепла внутренней энергии потока при помощи окружающей среды.. В моменте пишется „Технологическая термодинамика”, в которая имеется примеры показывающие реальности способов. Адрес для контактов: Митев Димитър Томов Р.България, 8005,Бургас. к-с “Славейков”бл.21А, вх.А,ап.13, моб.тел. +359/ 0885 80 61 16 тел.д. /+56/ 88 40 37 ; E-mail: d_mitev@mail.ru


Ваше имя:

Ваш комментарий:

Впишите в следующее поле буквы которые Вы видите на картинке.



Ссылки по теме:

  • Трамп своими тупыми новшествами ломает вековые традиции. Владимир Шенк, специально для NuclearNo.ru, 14 марта 2018

  • Москва смотрит на Восток (Азиатско-Тихоокеанский регион). Кроме Азиатско-Тихоокеанского региона видное место во внешней политике России в 2018 году займет Ближний Восток.Stratfor, 24 января 2018

  • Дональд Трамп уже год - на посту президента, а отношения с Россией так и не улучшились. Антон Трояновский (Anton Troianovski), The Washington Post, 20 января 2018

  • Россия намерена доминировать в Арктике. Россия строит новые атомные ледоколы, что окажет чрезвычайно серьезное влияние на расклад сил в международном соперничестве за арктические морские маршруты и минеральные ресурсы.Майкл Пек (Michael Peck), The National Interest, 9 января 2018

  • Все платят Америке. Владимир Шенк, специально для NuclearNo.ru, 5 января 2018

  • У разведывательных агентств США нет доказательств того, что Россия помогла Трампу победить на выборах. Рашагейт: расследование "связей" администрации Трампа и России.Джейсон Ле Мьер (Jason Le Miere), Newsweek, 5 января 2018

  • Американская разведка устраивает Путина. Но почему она не устраивает Трампа? Письмо в редакцию.Лен Зуза (Len Zuza), The Washington Post, 28 декабря 2017
  • Реклама
    Здесь может быть ваша реклама

    Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
    Эксклюзив | Архив | Публикации | О нас | Ссылки | Форум | Гостевая
    На главную   Вверх   Назад

    660000. Главпочтамт, а/я 25211, г. Красноярск, Россия.
    e-mail: ccnnp@yandex.ru, NuclearNo.ru
    © 2000. Дизайн: NuclearNo.ru