20.03.2004

Георгий Булычев

Время новостей

Переговоры по Корее как новая региональная организация

Георгий Булычев, профессор, Центр изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН

Импичмент, ровно неделю назад объявленный южнокорейским парламентом президенту Но Му Хену, вызывает законное беспокойство: а не сорвутся ли шестисторонние переговоры по ядерной проблеме на Корейском полуострове. Ведь противоречия вокруг позиции Республики Корея (РК) в отношении Севера и растущие противоречия с США и стали причиной столь неординарных шагов южнокорейской оппозиции.

Но пользующийся поддержкой 70% населения Но Му Хен, вероятнее всего, будет восстановлен в должности конституционным судом. Хотя ждать скорого результата от переговоров не стоит: слишком велики расхождения между главными противниками -- США и КНДР. Пока нет и общего понимания, что составит "пакетную сделку". Только ли замораживание военной программы КНДР или демонтаж всего ее потенциала в ядерной области, включая урановую программу? Последуют ли со стороны США декларативные гарантии безопасности КНДР или конкретные шаги и экономическое содействие?

Поиск компромисса может затянуться. До ноябрьских президентских выборов в США спешки не будет. Пхеньян надеется на более выгодный для себя политический расклад после выборов. Вашингтон же не хочет обострять ситуацию накануне выборов, но и делать уступки тоже не собирается. В случае переизбрания Джорджа Буша США смогут навалиться на несговорчивых северокорейцев уже с новыми аргументами, привлекая на свою сторону остальную "пятерку" -- Японию, РК, КНР и Россию.

Тем не менее шестисторонние переговоры -- беспрецедентное для Северо-Восточной Азии геополитическое явление. Впервые страны региона пытаются договориться в многостороннем формате. И здесь уместен тезис "Цель -- ничто, движение -- все". В деле недопущения распространения ядерного оружия в Корее процесс, может быть, важнее результата. Переговоры снижают вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. А если их результатом станет снижение политической напряженности, вопрос о необходимости "средств ядерного сдерживания" может отпасть для КНДР сам собой, как это произошло в Южной Африке.

Знаменательно и создание рабочих групп, которые без особого внимания СМИ и сенсационного ажиотажа будут кропотливо сближать позиции. Конечно, если на то (особенно у КНДР и США) будет серьезный мандат и политический импульс. Можно надеяться, что шестисторонний процесс не будет обделен и пристальным вниманием руководства МИД России, несмотря на отъезд главного переговорщика и высокого профессионала Александра Лосюкова послом в Японию. Прекрасно владеет проблематикой новый глава МИДа Сергей Лавров, намеренный в конце апреля -- начале мая обсудить с южнокорейским коллегой подготовку третьего раунда "шестисторонки". Идею шестисторонних переговоров Россия выдвинула первой еще в 1994 году и последовательно ее отстаивала.

"Шестисторонка" -- отличное место для обсуждения многочисленных проблем региона, начиная с мер военного доверия и до экономических проектов. В перспективе возможно и обсуждение зоны свободной торговли.

Когда ядерная проблема КНДР и проблема обеспечения ее безопасности будут решены (до этого ох как неблизко), "шестисторонка" сможет расширить свой мандат и продолжить деятельность -- вплоть до создания новой региональной структуры. Например, она могла бы называться Организацией безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Прецеденты есть -- из переговоров по узкой теме пограничного урегулирования в 2001 году родилась Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Тот факт, что Россия стала инициатором и первоначальным участником многостороннего процесса, -- ее крупный дипломатический задел на будущее.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»