10.10.2003

Bellona, Норвегия

Румыния отослала ядерное топливо в Сибирь

Свежее высокообогащенное топливо, предназначенное для исследовательского реактора, было отправлено самолетом из Бухареста в Новосибирск.

Общее количество U235 в изделиях составляет 9703,04 г., сумма изотопов урана - 14166,58 г. Перевозка осуществлялась по заказу Международного агентства по атомной энергии, финансировалась за счет Минэнерго США. Грузоотправитель - Национальная комиссия по контролю за ядерной деятельностью Румынии. Минатом России осуществлял общую координацию проведения операции. 21 сентября в аэропорт Бухареста были доставлены восемь канистр, содержащих уран, обогащенный до 80%, и погружены на российский грузовой самолет Ил-76. За операцией наблюдали американские эксперты, сообщает "Вашингтон Пост".

В настоящее время ядерное топливо поступило в АО "Новосибирский завод химических концентратов" (НЗХК), где оно еще в советские времена было произведено для Института ядерных исследований города Петешти (Румыния). Однако исследовательское топливо румыны так и не использовали. Поэтому решено именно на этом предприятии переработать его в топливо для АЭС. Расходы на безопасную доставку радиоактивного вещества специализированным самолетом составили 400 тысяч долларов. Доставка ядерного топлива в Новосибирск является составной частью международной программы по ликвидации потенциально опасных очагов ядерного терроризма. В интервью газете "Вашингтон Пост" Мэттью Банн, эксперта по ядерному нераспространению Гарвардского университета, сообщил, что в 40 странах мира есть более 130 ядерных исследовательских реакторов, на которых хранится высокообогащенный уран такого же типа, как в Румынии - оно представляет серьезную угрозу в связи с возможностью кражи".

Румынский уран представлял особенную угрозу, так как с легкостью мог быть получен террористами, отмечает "Вашингтон Пост". "Его можно было просто погрузить в кузов грузовика и уехать", - отметил Пол Лонгворт, заместитель администратора министерства энергетики США по вопросам ядерного нераспространения. Поскольку это было "свежее топливо", неотработанное в реакторе, его можно было перевезти с относительно невысокой долей риска. Серьезным препятствием для проведения будущих операций являются всевозможные задержки в России по одобрению более широкого двустороннего соглашения, отмечает Лонгворт. "Мы призываем Россию одобрить это соглашение, - заявил Лонгворт. - Тогда мы сможем приступить к проведению многочисленных операций. Россияне нам сказали, что они достигли последнего рубежа, который они должны преодолеть, но за каждым последним препятствием возникает следующее".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»