13.10.2003

Proua.com

Субмарина-киллер

С появлением подводных атомных ракетоносцев, охотникам за подводными лодками пришлось переместиться в глубины океанов...

И хотя пальма первенства в выслеживании и уничтожении ПЛ по-прежнему принадлежала авиации, которая, в свою очередь, нуждалась в поддержке надводными кораблями, перед конструкторами встала проблема создания специализированного подводного охотника за субмаринами.

Хотя первыми противолодочными АПЛ ВМФ СССР, как известно, были атомные подводные корабли первого поколения пр.627А, нельзя не принять во внимание что это были лодки, специально для этих целей не предназначенные.

Первыми же по-настоящему противолодочными АПЛ советского флота, создававшимися именно для решения этой задачи, стали атомоходы пр.671 (шифр "Ерш"). Их появление было вызвано необходимостью противостояния американским ВМС, которые стали пополняться новыми малошумными и скоростными атомными подводными лодками-носителями баллистических ракет. Новая АПЛ предназначалась для слежения и при необходимости - уничтожения американских ПЛАРБ в районах боевого патрулирования.

Разработка проекта 671 осуществлялось на основании Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 3 декабря 1958 г. специализированным СКБ-143, причем по итогам специально проведенного конкурса (главный конструктор - Г.Н.Чернышев). Строительство атомоходов осуществлял ленинградский Адмиралтейский завод.

Тактико-технические характеристики подводной лодки пр. 671

длина наибольшая-92,5м
ширина наибольшая-10,6м
осадка средняя-7,1м
нормальное водоизмещение - 4250т, полное-6085т
предельная глубина - 400м.
полная скорость подводного хода - 33,5 узла
автономность по запасам провизии - 60 суток
Экипаж-76 человек.

Отличительной особенностью субмарины стала двухкорпусная конструкция, усовершенствованная гидродинамика, мощная гидроакустика, одновальная компоновка (это позволило снизить водоизмещение и уровень шумности, а также увеличить скорость хода), применение трехфазного переменного тока, пониженная шумность и увеличенный диаметр прочного корпуса (это позволяло осуществить поперечное размещение двух новых и весьма компактных унифицированных реакторов. За счет применения для изготовления корпуса новой стали марки АК-29 удалось увеличить глубину погружения.

Корабль делился на 7 отсеков: 1-торпедный, аккумуляторный и жилой, 2-центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы, 3-реакторный, 4-турбинный, 5-электротехнический и вспомогательных механизмов, 6-жилой и дизель-генераторный, 7-рулевой.

АПЛ оснащалась всеширотным навигационным комплексом "Сигма", гидроакустическим комплексом МГК-300 "Рубин" (после 1976г. заменен на более совершенный ГАК "Рубикон"). Вооружение состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, позволявших осуществлять стрельбу с глубин до 250м. В состав боекомплекта входили 18 торпед или до 36 мин. Легкий корпус, носовую часть надстройки, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы выполнили из маломагнитной стали, ограждение рубки, среднюю и кормовую части надстройки - из алюминиевого сплава, обтекатель антенны гидролокатора и рули - из титанового. На АПЛ впервые в отечественном флоте было применено автоматизированное дистанционное управление главной энергетической установкой.

В марте 1960г. был завершен эскизный проект лодки, а в декабре - технический. В 1960г. Адмиралтейский завод приступил к подготовке производства строительства серии атомоходов. Головной корабль (К-38) заложили 12 апреля 1963г. (уже после Карибского кризиса) и 28 июля 1966г. спустили на воду.

В июле 1967 г. лодка завершила швартовые испытания, после чего в специальном транспортном доке была переведена по Беломоро-Балтийскому каналу на сдаточную базу завода в Северодвинске. В Белом море состоялись государственные испытания атомохода, после чего 5 ноября правительственная комиссия подписала акт о приемке. В дальнейшем в Ленинграде было построено еще 14 АПЛ этого проекта. Три корабля, предназначенные для Тихоокеанского флота, строились по пр.671В и помимо торпед имели на вооружении ракетно-торпедный комплекс "Вьюга". Последний позволял поражать надводные, подводные и береговые цели ядерными зарядами на дальностях 10-40 км. Стрельба осуществлялась из стандартных 533-мм торпедных аппаратов с глубины 50-60м.

В 1972 - 1978-х гг. на Адмиралтейском заводе и "Красном Сормове" (г.Горький) построили еще 7 лодок усовершенствованного проекта 671 РТ с усиленным торпедно-ракетным вооружением. На этих кораблях для снижения уровня акустического поля турбозубчатый агрегат, турбогенератор и вспомогательные механизмы установили на общей раме с амортизацией, дизель-генератор постоянного тока мощностью 200 кВт заменили на 460-кило-ваттный. Водоизмещение возросло на 750 т, длина - более чем на 8 м, скорость снизилась на один узел.

Дальнейшим развитием "ершей" стали атомоходы пр.671РТМ (шифр "Щука"). По этому проекту на двух заводах (Адмиралтейском и имени Ленинского комсомола) было построено 26 субмарин. Отличие "щук" состояло в том, что помимо торпед, лодки вооружались уникальными подводными ракетами "Шквал". Эти ПЛ еще более низкую шумность, уникальный комплекс неакустического обнаружения и по своим характеристикам почти не уступали американским аналогам типа "Лос-Анджелес".

В НАТО cубмарины получили кодовое обозначение Victor -I, II и III (соответственно). Лодки исправно несли боевую службу в океане, осуществляли скрытное слежение за авианосными соединениями и подводными ракетоносцами вероятных противников в Средиземном море и скрытно действовали подо льдами Арктики и даже у побережья США, оставаясь при этом незамеченными.

К настоящему времени в составе ВМФ России остается всего несколько АПЛ пр.671РТМ...




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»