21.07.2003

Виктор Гросс

специально для NuclearNo.ru

Карибский кризис-2

1962: Куба, ракеты, блокада... 2003: КНДР, ракеты, блокада?

Грядущая морская блокада КНДР приобретает все более реальные очертания. Этим летом у Корейского полуострова США и их союзники намерены начать морские учения, объявив тем самым режиму Кем Чен Ира полный "карантин". Приведет ли это к новому ядерному противостоянию, как это уже было в октябре 1962 года?

С точки зрения международного морского права, одиннадцать стран, заявивших в июле этого года о своей готовности обеспечить блокаду морских границ КНДР, вполне подпадают под определение "правонарушителей". Именно они, а не Северная Корея. Все дело в том, что в ноябре 1994 года вступила в силу международная конвенция по морскому праву, согласно которому все морские судна обеспечиваются правом беспрепятственного прохода по международным водам. Исключение составляется лишь для кораблей, подозревающихся в перевозке наркотиков или пиратстве. Соответственно, северокорейские корабли под флагом своей страны вольны, кроме наркотиков, перевозить все что угодно -- вплоть до баллистических ракет.

Последний груз как раз и вызывает особую обеспокоенность США и их союзников. Здесь можно вспомнить декабрь прошлого года, когда испанский эсминец "Наварра" задержал подозрительное судно без флага, на котором, как выяснилось, тайно перевозились в Йемен 15 северокорейских ракет типа "Скад". История задержания была из разряда тех, которые так любят сценаристы Голливуда: сначала эсминец сделал несколько предупредительных выстрелов в сторону сухогруза, на котором не был поднять флаг, а затем выслал вертолет со взводом коммандос, которые провели захват судна под названием "Со-Сан". Выяснилось, что сухогруз был зарегистрирован в Камбодже. Однако весь его экипаж составляли корейцы, а в трюме, среди цемента, испанские морпехи обнаружили 15 ракет "Скад" северокорейского производства с обычными боеголовками, а также 85 ящиков с ракетным топливом.

Испанцы тотчас вызвали находившийся неподалеку американский корабль, и "Со-Сан" вместе с грузом были взяты под охрану. Но долгожданного триумфа, с бросанием чепчиков в воздух, не последовало. Причины этого просты: во-первых, КНДР еще летом прошлого года заявила о намерении продать Йемену партию своих ракет "для нужд обороны"; и во-вторых, Пхеньян до сих пор не подписал соглашение о контроле за ракетными технологиями, благодаря чему имеет полное право продавать ракеты собственного производство в любую страну мира. В итоге, после недолгих разбирательств, сухогруз "Со-Сан" продолжил свой маршрут в Йемен все с тем же грузом на борту.

Именно после этого инцидента Соединенные Штаты впервые стали прозрачно намекать о необходимости блокады Северной Кореи -- "страны-изгоя", по их классификации. Но для этого необходимо опять-таки провести соответствующую резолюцию в Совете Безопасности ООН -- Китай же недвусмысленно дал понять, что в этом случае может воспользоваться правом вето, сославшись опять-таки на международную конвенцию по морскому праву. И вот теперь, похоже, США и их союзники снова решили обойти Совет Безопасности ООН и начать морскую блокаду КНДР под видом совместных учений на море в непосредственной близости от побережья "страны-изгоя".

И здесь опять уместно обратиться к истории. Подобная ситуация имела место сорок лет назад, во времена так называемого "карибского кризиса". Тогда президент США Джон Кеннеди рискнул объявить морскую блокаду Кубе, узнав о том, что Советский Союз разместил на острове Свободы баллистические ракеты. Сейчас ясно, что за все годы "холодной войны" именно в октябре 1962 года мир ближе всего подошел к черте, за которой начинается ядерный Армагеддон. Как ни прискорбно, но, по всей видимости, такая же критическая ситуация может повториться уже в нашем, XXI веке:

Впрочем, в отличие от Кубы, у Северной Кореи есть гораздо больше вариантов, как обойти морскую блокаду. Не следует забывать, что КНДР имеет сухопутную границу с Китаем протяженностью в 1400 километров. Севернокорейский экспорт идет через китайские порты и железнодорожные станции. И, наконец, при соответствующей договоренности, никто не мешает любому северокорейскому судну, зайдя в китайский порт, просто сменить свой флаг на флаг КНР. И пресловутый сухогруз "Со-Сан", кстати говоря, последнюю свою остановку делал как раз в китайском порту. Так что без участия Китая морская блокада может эффектно смотреться на телеэкранах всего мира. Но вот эффективность ее будет куда более низкой.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»