15.05.2003

Сельская жизнь, Сухобузимо

Открытое письмо губернатору Красноярского края Хлопонину А. Г.

31 марта сессия районного Совета депутатов решила:

  • направить данное письмо от имени депутатов районного Совета на имя губернатора края Хлопонина А. Г.;
  • текст письма опубликовать в районной газете "Сельская жизнь".

Уважаемый Александр Геннадиевич!

Депутаты Сухобузимского районного Совета обращаются к Вам с надеждой найти в Вашем лице союзника и помощника в отстаивании перед Законодательным Собранием Красноярского края конституционных прав жителей нашего района на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим нарушением со стороны Горно-химического комбината (ГХК) города Красноярск-26. Деятельность ГХК привела к радиоактивному загрязнению долины реки Енисей; накоплению огромного количества РАО; загрязнению промплощадки, санитарно-защитной зоны и окрестностей радионуклидами (в т.ч. плутонием) и другими вредными химическими веществами. Однако население не знало о том, что Красноярский ГХК сбрасывал в Енисей радиоактивные вещества с 1958 года, и поэтому, никаких мер предосторожности не предпринимало. Внешний контроль не велся, а если и велся, то в такой глубокой тайне, что добраться до нее нам, по-видимому, в ближайшее время не суждено.

Сведения о радиационной обстановке в зоне наблюдения ГХК стали появляться в открытой печати только с конца 80-х годов, когда к ее изучению начали привлекаться организации, не подчиненные атомным и военно-промышленным ведомствам. В числе таких организаций, занимавшихся систематическим изучением радиационной обстановки в долине Енисея, следует назвать Красноярский научный Центр Сибирского отделения Российской Академии наук, государственное геологическое предприятие "Красноярскгеология", Институт прикладной геофизики (сейчас Государственный институт прикладной экологии ГИПЭ, г. Москва), Красноярский Центр радиоэкологических исследований, а также ученых, среди которых доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, член Нью-Йоркской академии наук, председатель Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета безопасности РФ А. В. Яблоков, член-корреспондент РАМН В. И. Коненков, кандидат медицинских наук В. Можаров, член Координационного совета по радиационной безопасности при губернаторе края В. Г. Хижняк и другие независимые исследователи.

К настоящему времени ими опубликовано не меньше десятка отчетов и статей, посвященных этой теме. Они были озвучены на трех международных радиоэкологических конференциях, прошедших в Красноярске.

Результаты этих исследований показали:

  • заболеваемость населения в нашем районе инфекционными болезнями, болезнями эндокринной, мочеполовой систем, а также врожденные аномалии превышают аналогичные показатели "чистых" районов, например, Емельяновского, Пировского, Козульского;
  • дети и взрослые чаще обращаются к врачам с жалобами на психические расстройства;
  • чаще встречаются респираторные и сердечно-сосудистые патологии;
  • несколько хуже репродуктивное здоровье женщин. Особенно часто в отдельные годы у беременных выявлялись нарушения функции щитовидной железы, а также рак молочной железы.

Смертность женщин в районе по этой причине, в период эксплуатации ГХК, возросла с 1,9 до 10,9 случая на 100 тысяч женщин, то есть увеличилась более чем в 5 раз, в то время как в "чистых" районах осталась на прежнем уровне. Учитывая, что йодный дефицит в окрестностях Красноярска слабый (медиана йодурии 6,8 мкг%), узловые формы зоба в популяции должны встречаться с частотой около 1%. Однако среди населения села Атаманово в возрасте старше 40 лет новообразования щитовидной железы встречаются в десятки раз чаще. Особенно это выражено у женщин - у каждой третьей в возрасте старше 50 лет обнаружен узел щитовидной железы.

Анализ показывает, что в Сухобузимском районе общая заболеваемость раковой патологией превышала контрольные уровни по всем локализациям. После пуска ГХК в районе стали чаще умирать взрослые, причем не только преклонного возраста. Рак, если можно так выразиться, заметно помолодел. Общая и онкологическая смертность как трудоспособного населения, так и пенсионеров в Сухобузимском районе в среднем в полтора раза выше, чем в Пировском и Емельяновском. Достоверность этих результатов подтверждается тем, что сравнивались одни и те же возрастные и половые группы. В Сухобузимском районе за три исследованных периода (1951-1958, 1971-1978 и 1988-1995 годы) риск умереть от рака для населения, после начала эксплуатации ядерных энергетических объектов Красноярского ГХК, устойчиво и последовательно нарастал. В то же время в Пировском - "чистом" районе - эта разница практически равна нулю.

В Сухобузимском районе вдвое чаще рождаются дети с несовместимыми с жизнью врожденными пороками.

Вышеизложенные примеры убедительно доказывают, что жители Сухобузимского района проживают в зоне повышенного риска и за это должны получать, согласно Федеральному закону "Об использовании атомной энергии", не только компенсацию, но и в обязательном порядке быть бесплатно застрахованными от радиационного риска за счет средств ГХК. Так, в ст. 17 настоящего закона говорится: "Граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, имеют право на социально-экономические компенсации за дополнительные факторы риска или особые условия проживания, осуществления трудовой деятельности...". Ст. 18 дает право "на обязательное бесплатное страхование личности от риска радиационного воздействия ".

В этих статьях порядок предоставления компенсаций и страхования личности определяются законодательством РФ. Ранее этот порядок осуществлялся на основании Указа Президента РФ от 25.02.1995 года N 72.

На основании этого указа в договоре между администрацией края и ГКХ "О ввозе на временное технологическое хранение ОЯТ на территории Красноярского края" записано, что завод РТ-2 ГХК обеспечивает полную экологическую безопасность работы, предусматривает отчисления в реабилитационный фонд и фонд компенсации населению, проживающему в зоне повышенной опасности, 25% от стоимости переработки ОЯТ. В настоящее время механизм компенсационных выплат населению, проживающему в зоне повышенного риска, прописан в Федеральном законе от 6 июня 2001 года "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории". Однако до настоящего времени ни один закон для населения Сухобузимского района, проживающего в названной зоне, не был реализован и не дал никакого толку. Произошло это по вине администрации края.

Руководствуясь указами, администрация края, возглавляемая в то время В. Зубовым, дирекция ГХК, внесли коррективы в действующий между ними договор "О ввозе на временное технологическое хранение с последующей переработкой отработавшего ядерного топлива с зарубежных АЭС на территорию Красноярского края". Было решено, что 25% средств будут перечисляться "во внебюджетный фонд или на специальный счет, определяемый администрацией края". И она, не долго думая, определила такую структуру - ею стала дирекция Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья. А там - пошло-поехало. В статье председателя Счетной палаты Красноярского края И. А. Ланчинского "Своевременный контроль - залог эффективности любой деятельности", опубликованной в N 4 (16) за 2002 г. информационно-методического бюллетеня "Депутатские вести", сказано:

Проверка использования средств ФГУП ГХК, переданных в 1998 году администрации Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья, по состоянию на 01.10. 2001 г. показала, что администрацией Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья от финансирования социально-экологических мероприятий отвлечено средств на сумму более 44,6 млн. руб., из них в 1998 году 25,96 млн. руб. и в 1999 году 18,695 млн. руб. Мероприятия по охране здоровья не финансировались, а на решение социальных проблем и жизнеобеспечения населения, проблем питьевого водоснабжения израсходовано средств всего 2,55 млн. руб. и 0, 63 млн. руб. соответственно.

В газете "Красноярский рабочий" от 20 декабря 2001 года было напечатано, что эти средства, по заключению Счетной палаты края, попали в руки теневого бизнеса.88 миллионов рублей, полученных администрацией края от Горно-химического комбината за временную выдержку отработавшего ядерного топлива еще в 1998 году, до сих пор крутятся в теневой экономике.

А население Сухобузимского района, которое по праву должно было воспользоваться этими деньгами для восстановления своего здоровья, здоровья своих детей, сумело получить льготы за электроэнергию лишь в 2002 году - всего 190 000 руб. (сто девяносто тысяч рублей!). Если эту сумму разделить на 13 866 человек, которые проживают в 30-километровой зоне наблюдения, то на человека придется по 13 руб. 70 коп. И это - за все годы проживания в зоне повышенного риска.

Так как "мы разорили страну", у нас в 2002 году отменили и эти мизерные льготы, а также хотели закрыть больницу в Павловщине.

Эта больница даже в суровые годы Великой Отечественной войны обслуживала жителей, проживающих в отдаленных селах Сухобузимского района, расположенных вдоль реки Енисей. На фоне всего этого удивляет ледяное спокойствие наших бывших депутатов в Законодательном Собрании Красноярского края. Рассматривая и обсуждая закон Красноярского края о краевой целевой программе "Социально-экологические мероприятия Красноярского края, финансируемые из средств, получаемых Горнохимическим комбинатом за временную выдержку отработавшего ядерного топлива, поступивших в краевой бюджет в 1999 году, а также из неиспользованного остатка средств Горно-химического комбината за 1998 год" на 2000 год, они, защищая неизвестно чьи интересы, проигнорировали все вышеназванные законы РФ, с легкостью пошли на поводу у недобросовестных людей, которые разрабатывали эту целевую программу, подменив Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", который гарантировал компенсационные выплаты населению, на Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", в котором механизм компенсационных выплат полностью не прописан. В результате, этими деньгами воспользовались различные коммерческие структуры, не имеющие отношения к 30-километровой зоне наблюдения ядерных объектов.

Через эти структуры в Сухобузимский район поставлялись товары по ценам в два-три раза дороже рыночных. Как в насмешку, в 2001 году взамен медицинского оборудования для ЦРБ, предназначенного в качестве некоторой компенсации за риск проживания населения в радиационной зоне, в район были завезены сомнительные детские игрушки на сумму 692 тысячи рублей. Ранее новые автомобили, получаемые районом за счет средств Горно-химического комбината, передавались в район через нескольких посредников. В результате, цена автомобиля возрастала в несколько раз. Обидно, что все эти безобразия происходят с ведома или на глазах наших государственных чиновников, правоохранительных органов и депутатов различного уровня.

Просим рассмотреть наше письмо и защитить наши конституционные права.

С уважением депутаты Сухобузимского районного Совета:

A. С. Арефьев
B.Ф. Б уланов
А.И. Генш
Т.П. Калислямова
Е.В. Махраков
Ю.В. Пирогов
В.А. Стыврин

При подготовке данного письма мы руководствовались следующими документами и законами РФ, определяющими правовой статус населения, проживающего в 30-километровой зоне наблюдения:

Конституция РФ (ст. 2; ст. 15, п. 3; ст. 42; ст. 55, п. 2; ст. 115, п. 1, п. 2, п. 3);

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (ст. 2, ст. 9, ст. 10, ст. 17, ст. 18, ст. 31, ст. 53, ст. 55, ст. 56, ст. 57, ст. 58, ст. 69, ст. 70);

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" (ст. 1, ст. 5, ст. 6, ст. 9, ст. 25, ст. 26);

Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории" (ст. 1, ст. 2, ст. 4, п. 4, п. 5, ст. 5).

А также сборниками докладов II, III, IV международных радиоэкологических конференций, проходящих в Красноярске в 1994-м, 1996-м, 2000 годах.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»