08.04.2003

Александр Жебин

Время МН

Вид на Пхеньян из Вашингтона

О выходе КНДР из Договора о нераспространении ядерного оружия

Александр Жебин - старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

9 апреля, накануне вступления в силу решения КНДР о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), СБ ООН должен обсудить создавшуюся ситуацию.

Пикантность ее в том, что сам СБ находится, мягко говоря, в неловком положении после того, как раскололся по вопросу об Ираке. Теперь попытки коллективно осудить КНДР - страну, которую Тони Блэр публично назвал следующим после Ирака объектом "наказания", чреваты окончательной дискредитацией ООН и ее СБ. Возможно, США и их партнеры добиваются именно этого.

Впрочем, каких-либо серьезных решений, вроде введения санкций, не ожидается. Максимум, что может произойти - это выступление СБ с призывом к Пхеньяну соблюдать ДНЯО, проявлять сдержанность и начать переговоры. Однако по последнему пункту среди членов СБ как раз и нет единства. США выступают за рассмотрение "северокорейской ядерной проблемы" в многостороннем формате. Такой подход предлагается в качестве альтернативы прямому американо-северокорейскому диалогу, на который Вашингтон не хочет идти якобы из-за того, что Пхеньян утратил доверие, нарушив Рамочные договоренности (РД), достигнутые с США в 1994 году.

Важнейшей причиной внезапного интереса США к многосторонним усилиям является стремление снять с себя всякую ответственность за возникновение нынешней ситуации в Корее. Вашингтон не готов признать, что сами США далеко не выполнили взятых на себя обязательств по РД. Переход к многостороннему формату призван создать впечатление, что речь идет не о взаимных претензиях между США и КНДР по поводу заключенных между ними вполне конкретных соглашений, а о некоей угрозе со стороны КНДР всему миру. Беда лишь в том, что не только Россия и Китай, но даже Южная Корея почему-то этой угрозы не ощущают и не верят, что Пхеньян собирается на кого-то нападать. Заинтересованность США в многосторонних усилиях в Корее, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН, вызывает вопросы. Хотя бы потому, что нынешняя операция против Ирака показывает, что Вашингтон готов действовать без оглядки на международные структуры.

Не исключено, что разгадку вопроса можно найти в заявлениях, которые делали начиная с конца прошлого года госсекретарь США Колин Пауэлл и другие представители администрации Буша - они говорили о намерении США следовать в корейском вопросе иракскому сценарию. А сценарий этот, как мы уже воочию увидели, состоял в том, чтобы заручиться максимально жесткой резолюцией СБ ООН. В дальнейшем можно будет в случае необходимости заявить, что и одной резолюции достаточно для того, чтобы позволить США действовать в одностороннем порядке.

На выбор многостороннего варианта существенно повлияли и внутриполитические соображения. Конгресс и прежде очень неохотно Нас и китайцев фактически призывают собственными руками привести американских солдат на наши же границы.

На выбор многостороннего варианта существенно повлияли и внутриполитические соображения. Конгресс и прежде очень неохотно финансировал выполнение Соединенными Штатами условий РД. Сейчас же добиться выделения денег на эти цели практически невозможно. При многостороннем урегулировании США будет гораздо легче уменьшить это бремя или вообще переложить его на других.

Настаивая на "многосторонке", американцы почему-то "забывают", что семь лет назад ими уже была создана такая структура для переговоров по корейскому урегулированию - так называемые "четырехсторонние переговоры", в которых участвовали США, КНР, КНДР и РК. Однако после того, как невозможность согласовать их интересы стала очевидной, об этом форуме благополучно забыли.

Как показывает опыт, в сравнении с двусторонними многосторонние переговоры гораздо труднее организовать, выбрать для них место проведения и т.п. Особенно непростым делом может оказаться согласование повестки дня. В связи с этим в Пхеньяне высказывают опасение, что США просто тянут время - мол, разделаемся с Ираком, потом займемся Северной Кореей.

Наконец, постоянно растущий список американских претензий к КНДР вызывает все более глубокие сомнения в том, нужны ли США в действительности вообще какие-либо договоренности. К первоначальному требованию отказаться от создания ядерного оружия добавлены такие разноплановые темы, как прекращение производства и экспорта ракет и ракетных технологий, сокращение обычных вооруженных сил и вооружений и их отвод от демилитаризованной зоны, борьба с терроризмом, права человека. Ну и, разумеется, все это должно сопровождаться инспекциями, по глубине не уступающими тем, которые проводились в Ираке.

Такие вопросы в одном пакете - верный способ завести переговоры в тупик. На реализацию американских предварительных условий и их верификацию потребуется при самых благоприятных обстоятельствах несколько лет. К тому же даже в случае принятия этих требований Пхеньян, как показывает тот же иракский опыт, не гарантирован от того, что Вашингтон однажды заявит, что он "устал ждать" и начнет "разоружение" северокорейцев самостоятельно.

Отказ США на прошлой неделе удовлетворить просьбу своего союзника - Сеула - пойти с целью примирения с КНДР на такие же смелые шаги, которые были сделаны 30 лет назад в отношении Китая, заставляет предположить, что искать компромисс, учитывающий интересы безопасности Пхеньяна, США, видимо, не намерены, а лишь рассчитывают на повторение "иракского сценария" смены режима.

Зачем все это нужно американцам? У США есть далеко идущие планы в отношении Корейского полуострова. Ликвидация КНДР позволила бы им установить контроль над уникальным по своему географическому расположению районом Азии, находящимся на стыке границ России, Китая и Японии - трех держав, которые потенциально еще могут бросить вызов геополитическим амбициям США.

В свете таких замыслов призывы США к России и Китаю принять участие в неких многосторонних усилиях по оказанию давления на КНДР выглядят по меньшей мере самонадеянными. Нас и китайцев фактически призывают собственными руками привести американских солдат на наши же границы. Китайцы этот замысел быстро раскусили. Их новый лидер Ху Цзиньтао в последних разговорах по телефону с Джорджем Бушем деликатно, но вполне ясно дал понять, что наилучший путь решения проблем - прямой диалог между США и КНДР.

Многосторонний формат имеет смысл лишь тогда, когда он предусматривает выработку общеприемлемой формулы безопасности для всех его участников, а не задумывается как некий трибунал, который должен санкционировать авторитетом международного сообщества американский ультиматум, а затем и "наказание" КНДР.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»