12.12.2002

Александр Колотов

специально для NuclearNo.ru

Буш-младший, цензор Саддама

США подвергли цензуре отчет Ирака для ООН. Неужели правда оказалась слишком горькой?

Считается, что литературный талант совсем не чужд Саддаму Хусейну. По крайней мере, именно он является автором двух сверхпопулярных в Ираке любовных романов. Но предоставляя отчет по вооружениям Ирака для ООН, Саддам Хусейн вряд ли мог помыслить, что более двенадцати тысяч страниц этого монументального труда подвергнутся беспощадной цензуре со стороны формально рядового члена Совета Безопасности ООН.

Опять-таки формально Совет Безопасности ООН ныне возглавляет Колумбия. И именно представителю этой страны в ООН Багдад и передал более 12 тысяч страниц полного варианта своего отчета, где, в частности, был представлен список поставщиков Ирака по программам разработок в области ядерных, химических и биологических вооружений, а также перечислены организации из разных стран мира, которые поставляли материалы для иракских программ вооружений и оказывали иракской стороне техническую помощь.

Но далее с отчетом начали происходить совершенно удивительные вещи. Американские дипломаты, используя только им ведомые методы убеждения, склонили Колумбию передать отчет американской стороне. Зачем? Это стало ясно чуть позже, когда США распространили экземпляры отчета Ирака другим странам-членам Совета Безопасности ООН. Тогда-то и выяснилось, что ключевой документ был подвергнут сильной цензурной правке. Вашингтон поспешил заявить, что это сделано исключительно в целях безопасности, поскольку в отчете указывается материалы и технологии, используемые при изготовлении оружия массового поражения -- и нельзя допустить утечки такой секретной информации.

Довод на первый взгляд кажется убедительным. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже заявил, что одобряет такое решение, хотя и испытывает сожаление по поводу "стиля и методов", которые были использованы Америкой в данном случае. Но даже оставляя в стороне то, что поступок Колумбии и США нельзя квалифицировать иначе, как <сговор>, вопросы остаются.

Во-первых, у Соединенных Штатов (и это молчаливо признается всеми) не было никакого формального права выступать в качестве цензора и распространителя документов, представленных в Совет Безопасности ООН. Как заметил по этому поводу министр иностранных дел Норвегии Ян Петерсен, США таким образом рассматривают остальных членов СовБеза в качестве "держав второго сорта".

Во-вторых, указание на возможную утечку секретной информации из отчета Ирака опять-таки бросает тень на остальные страны, входящие в Совет Безопасности ООН. Значит, США не склонны доверять представителям этих стран -- и решили взять на себя функции офицера госбезопасности, решающего за все остальное мировое сообщество, что можно считать секретными данными, а что нет.

Но наиболее интересно, пожалуй, другое. Почему США проявили такое рвение и приложили такие усилия для того, чтобы первыми заполучить в свои руки отчет Ирака? Не содержались ли там, помимо описания средств создания оружия массового поражения, нелицеприятные факты о тесном сотрудничестве Вашингтона и Багдада в последние десятилетия двадцатого столетия?

Можно напомнить, что не так давно были обнародованы некоторые официальные документы, из которых явствует, что во время ирано-иракской войны Америка предоставила Ираку танки и другое вооружение через двухходовую сделку: американские танки в Египет, египетские танки -- в Ирак. Кроме того, администрация Рейгана примерно в то же время разрешила Ираку закупать у американских поставщиков широкий спектр оборудования и материалов "двойного назначения". Так, например, Ирак приобрел в США компьютеризированную базу данных для своего МВД (предположительно для помощи в отслеживании политически инакомыслящих); вертолеты якобы для перелетов официальных лиц Ирака (на самом деле именно с них мятежных курдов травили смертельными газами); оборудование для химического анализа для иракской комиссии по атомной энергии и, что самое поразительное, бесчисленное количество биологических материалов, которые по документам проходят как "бактерии/грибки/протозоа". Эти культуры бактерий вполне могли использоваться для создания биологического оружия Ирака, в том числе и сибирской язвы.

Можно лишь догадываться, какой шок у мировой общественности вызвало бы обнародование списка уважаемых американских и европейских корпораций, так или иначе участвовавших и получавших свою прибыль в ходе все большей милитаризации Ирака. Быть может, "вся правда о вооружениях", которую Буш-младший постоянно требовал у Саддама, на деле оказалась для Белого Дома чересчур горькой. Но кого, с другой стороны, винить в этом?

И, кроме того, нельзя исключить, что американские цензоры могли в ходе своей работы преследовать и еще одну цель -- внести некоторые неясности в представленный отчет Ирака. С тем, чтобы любое расхождение данных, содержащихся в отчете, и фактов, обнаруженных инспекторами ООН, истолковать не в пользу Багдада. Со всеми вытекающими из резолюции 1441 последствиями.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»