22.11.2002

Бюллетень по атомной энергии

Россия придает большое значение перспективным вопросам обращения с ОЯТ

Выступление руководителя делегации, министра Российской Федерации по атомной энергии А.Ю. Румянцева на 46-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ

Господин Председатель,

Примите поздравления с избранием Вас на высокий пост Председателя 46-й сессии Генеральной конференции. Уверены, что Вы приложите все силы к тому, чтобы этот форум успешно выполнил стоящие перед ним задачи. Вы можете в полной мере рассчитывать на поддержку и сотрудничество российской делегации.

Приветствуем Кыргызскую Республику, Республику Сейшельские острова и Государство Эритрея в качестве новых членов МАГАТЭ.

С Кыргызской Республикой, нашим партнером по СНГ, осуществляется широкая программа кооперации в области разработок урановых месторождений и утилизации радиоактивных отходов. Надеемся на продолжение сотрудничества и в рамках МАГАТЭ.

Уважаемые делегаты,

Трагические события, произошедшие год назад в США, сплотили все здравомыслящие государства в борьбе с международным терроризмом. Они дали толчок к объединению многосторонних усилий по созданию глобальной системы противодействия новым вызовам и угрозам, в том числе и в ядерной сфере.

Следует отметить важность деятельности агентства, направленной на противодействие ядерному терроризму, особенно в свете решений, принятых лидерами "восьмерки" в Кананаскисе. Укрепление режима физической защиты, направленной на обеспечение сохранности ядерных материалов, предотвращение их незаконного оборота, совершенствование систем учета и контроля ядерных материалов, повышение эффективности контрольной системы МАГАТЭ, внедрение технологий, устойчивых к распространению, позволят исключить возможность доступа террористов и тех, кто им содействует, к опасным материалам.

Хотелось бы подчеркнуть, что в новой международной обстановке исключительное значение приобретает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), являющийся главной опорой режима ядерного нераспространения, важнейшим фактором стабильности и безопасности на глобальном и региональном уровне. Уверены, что начавшийся подготовительный процесс Конференции 2005 года по рассмотрению действия Договора будет способствовать еще большему его укреплению.

Весомым вкладом в укрепление стратегической стабильности стал подписанный в Москве российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В России начата работа по его ратификации. Значение этого договора и Декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и США выходит за рамки двусторонних отношений.

Выполнение обоими государствами взятых на себя договорных обязательств по сокращению своих стратегических ядерных боезарядов явится важным вкладом в дело ядерного разоружения, поможет укрепить режим нераспространения ядерного оружия.

Господин Председатель, Утилизация избыточных оружейных материалов и сокращение ядерного оружейного комплекса в России являются важным элементом ядерного разоружения.

Продолжается реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки от 18 февраля 1993 года об использовании высокообогащенного урана (ВОУ), извлеченного из ядерного оружия. Успешно решены сложные проблемы по принятию изменений к действующему контракту, которые дают возможность более стабильного его организационного и финансового завершения.

Анализ результатов консультаций, проводимых в рамках трехсторонней инициативы, показывает, что к настоящему моменту достигнут достаточный уровень проработки технических, правовых и финансовых аспектов контроля МАГАТЭ за избыточным оружейным расщепляющимся материалом. Предполагаем продолжить консультации в трехстороннем формате в контексте реализации положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанного в сентябре 2000 года. Целью этих консультаций считаем разработку проекта соответствующего соглашения с МАГАТЭ, позволяющего ему осуществлять меры проверок утилизируемого плутония, заявленного как не являющийся более необходимым для целей обороны.

Продолжается конверсия предприятий ядерного оружейного комплекса. На предприятиях ядерно-оружейного комплекса выполняются работы в интересах развития атомной энергетики.

Господин Председатель, Агентство, как зафиксировано в его Уставе, "стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире". И вот уже в течение 46 лет агентство и страны-участницы делают немало для того, чтобы воплотить в жизнь это положение Устава.

Отчет о деятельности агентства за прошедший год - весомое тому доказательство.

Россия считает принципиально важным вести линию на дальнейшее укрепление роли и авторитета МАГАТЭ - универсальной организации, обеспечивающей многостороннее сотрудничество государств в мирном использовании атомной энергии.

Мы с удовлетворением убеждаемся, что содействие развитию ядерной энергетики остается одним из ключевых и приоритетных направлений деятельности агентства. Сейчас уже видны плоды принятой Генеральной конференцией в 2000 году резолюции "Укрепление деятельности агентства, связанной с ядерной наукой, технологиями и применениями". В рамках реализации данной резолюции осуществляется международный проект по инновационным реакторам и топливному циклу (ИНПРО), который обретает все больший и больший авторитет. И Н-ПРО нацелен на содействие решению глобальной задачи долгосрочного обеспечения человечества электроэнергией в контексте устойчивого развития. Мы рассматриваем исполнение данного проекта как один из практических шагов в реализации под эгидой МАГАТЭ инициативы Президента Российской Федерации В. В. Путина, выдвинутой на Саммите тысячелетия ООН по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты.

За прошедший год сделано много для популяризации проекта среди мировой научной общественности. На многих крупных научных конференциях по ядерной энергетике были сделаны доклады о реализации ИНПРО.

В настоящее время завершается первая фаза проекта. Результаты проделанной работы, несомненно, окажут положительное влияние на развитие мировой ядерной энергетики.

Полагаем, что координация работ в рамках ИНПРО и "Поколение-4" существенно усилит эти проекты.

Мы высоко оцениваем вышедший в этом году "Обзор ядерных технологий-2002", который отражает современное состояние ядерной науки и технологии. Наши специалисты отмечают высокую информативность документа, хорошее качество его подготовки. Считаем, обзор должен выходить на ежегодной основе.

В России с каждым годом уделяется все больше внимания исследованиям и разработкам новых реакторных технологий. В соответствии со Стратегией развития ядерной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной правительством, в России осуществляются разработки ряда инновационных проектов в области ядерной энергетики на основе реакторов на тепловых и быстрых нейтронах.

Создание головных блоков АЭС с реакторами типа БН позволит на первом этапе решить вопросы безопасного использования оружейного и энергетического плутония как реакторного топлива, подготовить переход на полный замкнутый топливный цикл, разработать подходы к утилизации и выжиганию долгоживущих актинидов при соответствующем производстве электроэнергии.

Начиная с 1995 года, США и Россия сотрудничают в разработке инновационного проекта АЭС с высокотемпературным газотурбинным модульным гелиевым реактором ГТ-МГР.

В 2001 году завершена разработка эскизного проекта ГТ-МГР и выполнены первые экспериментальные работы по газотурбинной системе преобразования энергии и по топливу.

Господин Председатель, Обеспечение населения чистой питьевой водой является жизненно важной проблемой для многих регионов мира. Учитывая рост глобального спроса на пресную воду, мы считаем, что необходимо придать новый импульс и конкретную цель работам в области опреснения морской воды с помощью атомной энергии. Такие исследования ведутся в течение ряда лет в странах - членах МАГАТЭ при активной координирующей роли агентства. Мы предлагаем осуществить под эгидой МАГАТЭ международный демонстрационный проект атомного энергоопреснительного комплекса. Целью данного проекта должна стать выработка международно-согласованных требований к перспективному источнику пресной воды с ядерным реактором и разработка концептуального проекта демонстрационной энергоопреснительной станции на их основе.

Большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненный российскими предприятиями начиная с 60-х годов, предоставляет в настоящее время возможность изготовления дистилляцион-ных опреснительных установок третьего поколения производительностью до 700 кубометров в час.

Участие России в данном проекте может выразиться в разработке усовершенствованной реакторной установки на основе российских судовых реакторов, используемых в гражданском и Военно-Морском Флоте. Высокая надежность и безопасность этих реакторов подтверждены длительным опытом их безаварийной эксплуатации: суммарная наработка этих реакторов превысила к настоящему времени 6000 реакторо-лет.

Успешно продвигаются переговоры по подготовке соглашения о совместной реализации проекта Международного термоядерного экспериментального реактора, ИТЭР. В поддержку переговорам в проектных центрах в г. Гархинг (Германия) и в г. Нака (Япония) осуществляется скоординированная техническая деятельность по проекту. Проводятся работы по оценке предложенных площадок для сооружения ИТЭР, готовятся рекомендации по площадкам, формируются пакеты заказов на изготовление оборудования.

Господин Председатель, Объективные данные о предельно высоком уровне экологичное(tm) ядерной энергетики находятся в разительном противоречии со сложившимися в широких кругах общественности представлениями о ее значительной радиационной опасности.

Имеется неблагоприятный опыт явных убытков и потерь от неадекватных решений, принятых на волне радиофобии и антиатомных настроений 80-х и начале 90-х годов. Поэтому сегодня работа с общественностью рассматривается нами как эффективный инструмент в решении относящихся к ядерной энергетике задач, в привлечении инвестиций в перспективные проекты, в формировании благоприятной законодательной среды.

Негативное отношение к рискам, связанным с радиационным воздействием, сформировалось в силу ряда исторических причин. Основы такого отношения закладывались в условиях угрозы ядерной войны. Теперь оно переносится на ядерную энергетику и промышленность.

Справедливости ради надо отметить, что ядерная энергетика дала для этого серьезный повод - аварии прошлых лет послужили причиной пересмотра отношения к ядерной энергетике во многих странах, в некоторых случаях было остановлено строительство АЭС.

Устойчивое развитие ядерной энергетики неразрывно связано с нашей способностью стратегически правильно ориентировать и оперативно мобилизовать общественное мнение. И здесь у агентства, компетентной международной организации, широкое поле деятельности.

Господин Председатель, Одной из основных задач для сохранения конкурентоспособности ядерной энергетики при достаточно высоких инвестициях в строительство атомных энергоисточников является продление ресурса эксплуатации действующих блоков до 40-45 лет, а для новых АЭС - увеличение срока эксплуатации до 50-60 лет.

В настоящее время в России проводится обоснование технической возможности и экономической целесообразности работ по повышению безопасности действующих реакторных установок и увеличению срока их службы.

Господин Председатель, Мы активно поддерживаем деятельность агентства, направленную на укрепление глобального режима безопасности.

Одним из важных элементов обеспечения безопасности является деятельность национальных органов управления и регулирующих органов, компетентных в вопросах использования атомной энергии.

Независимые органы регулирования обеспечивают государственный надзор за безопасностью при использовании в мирных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. Полагаем, их деятельность способствует формированию более объективного общественного мнения в отношении безопасного использования атомной энергии и ядерной энергетики, в частности.

В целом действующая в настоящее время правовая база достаточна для обеспечения ядерной безопасности АЭС и других объектов ядерного топливного цикла в странах, их эксплуатирующих. В то же время необходимы дальнейшие усилия по обеспечению универсального и всеобъемлющего характера этой базы. Важным достижением прошедшего года стало вступление в силу Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.

С удовлетворением хотел бы отметить проведение в начале этого года второго совещания стран-участниц по рассмотрению выполнения положений Конвенции о ядерной безопасности, подтвердившего общую тенденцию роста ядерной безопасности во всем мире и ознаменовавшего собой новый этап в этом процессе.

Российская делегация отмечает важность деятельности Международной комиссии радиологической защиты в части разработки норм радиационной безопасности. Наши специалисты готовы внести свой вклад в эту деятельность.

Важный аспект ядерной безопасности - обеспечение безопасности и сохранности всех видов радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. Известные факты небрежного обращения с ними привели к печальным последствиям. Озабоченность вызывает и возможность потенциальных злоумышленных действий с ними.

В России при содействии США начинается деятельность по предотвращению несанкционированного использования (в том числе в террористических целях) радионуклидных источников, включая их контроль, поиск, демонтаж и утилизацию.

Подтверждаем нашу поддержку деятельности МАГАТЭ по реализации Плана действий по безопасности и сохранности радиоактивных источников. Считаем важным элементом реализации плана действий Кодекс поведения по безопасности и сохранности радиоактивных источников, обновленная версия которого представлена на рассмотрение Генконференции. Призываем все страны - члены МАГАТЭ обеспечить принятие мер по приведению своей национальной практики обращения с радиоактивными источниками в соответствие с рекомендациями Кодекса.

Хотелось бы с удовлетворением отметить начало практической реализации договоренностей, достигнутых в ходе российско-американских консультаций, проводимых в течение нескольких лет при активном участии МАГАТЭ, по обсуждению перспектив ввоза в Россию топлива исследовательских реакторов советского производства. В Россию вывезено на безопасное хранение и последующую переработку топливо из исследовательского реактора в Югославии. Подготовка и практическое осуществление этой операции ознаменовали собой создание прецедента в части успешного решения всего комплекса технических, административных, правовых и финансовых вопросов. Уместно отметить помощь и содействие, оказанные в связи с вывозом топлива, югославской стороной.

Россия высоко расценивает итоги проведенной операции как с точки зрения обеспечения ядерной безопасности, так и в аспекте нераспространения, а также как знаковый элемент международного сотрудничества в деле противостояния потенциальной угрозе ядерного терроризма. Мы намерены продолжать с нашими партнерами осуществлять деятельность в данном направлении.

Господин Председатель, Россия придает большое значение перспективным вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом.

Несмотря на то, что Стратегией развития ядерной энергетики России признано, что переработку основной массы облученного ядерного топлива целесообразно отложить до начала серийного строительства быстрых реакторов нового поколения, поиск оптимальных технологических схем переработки ОЯТ нами начат уже сегодня.

В России ведется проработка новых схем обращения с ОЯТ, позволяющих перерабатывать отработавшее ядерное топливо как отечественных, так и зарубежных АЭС, обеспечивающих создание условий для окончательного захоронения РАО от переработки ОЯТ при минимизации их объемов.

Важным элементом этой работы является международное сотрудничество, обмен достигнутыми результатами и опытом. На прошлой неделе Москва принимала крупную Международную конференцию "Обращение с обученным ядерным топливом 2002: новые инициативы России", собравшую более 200 ученых и политиков, представителей государственных структур и крупнейших компаний, вовлеченных в ядерный топливный цикл, из России и других стран. На конференции обсуждались перспективы расширения международного сотрудничества в области обращения с облученным ядерным топливом, с особым акцентом на инициативу России в этой области. Итоги конференции позволяют нам расценить ее как важный шаг в направлении расширения международного сотрудничества по обращению с облученным топливом.

До настоящего времени в России была принята ориентация на бассейновое хранение облученных ТВС, что обеспечивало хороший теплоотвод и эффективную защиту от проникающего излучения.

При сухом методе улучшаются условия хранения, упрощается обслуживание хранилищ, особенно при охлаждении естественной конвекцией, уменьшается электропотребление. Сухое хранение характеризуется уменьшением объема образования вторичных радиоактивных отходов по сравнению с мокрым. При сухой технологии легче осуществить модульный принцип ввода в эксплуатацию, уменьшаются сроки строительства, эксплуатационные затраты, упрощается процедура снятия хранилищ с эксплуатации.

В настоящее время в России начинается строительство сухого хранилища на 33000 тонн ОЯТ, аналогом которого является хранилище на АЭС "Пакш" (Венгрия).

Господин Председатель, Под эгидой МАГАТЭ в 2002 году начата важная работа по решению проблемы сохранения знаний в области ядерных технологий. На совещании МАГАТЭ, посвященному этому вопросу, в июне этого года с участием специалистов Российской Федерации обсуждены проблемы сохранения результатов ранее выполненных экспериментальных работ, программного обеспечения, формирования соответствующих баз данных, возможная роль агентства в решении этих задач.

Участники совещания выразили озабоченность угрозой потери части экспертных знаний в области атомной науки, техники и технологии, приобретенных специалистами за более чем 50-летний период. Россия столкнулась с этой проблемой более 10 лет назад, когда были свернуты программы космической ядерной энергетики, прекращены работы над морскими ядерными установками со свинцово-висмутовым теплоносителем. С целью сохранения накопленного опыта в ряде исследовательских организаций нами были созданы экспертные группы из наиболее опытных специалистов, которые за несколько лет упорной работы сформировали описания наиболее успешных экспериментов и теоретических расчетов, провели необходимые обобщения.

Мы поддерживаем деятельность агентства в этом направлении. Надеемся, что научный форум, которому предстоит обсудить и эту проблему, сможет дать рекомендации по управлению и сохранению ядерно-технологических знаний.

Господин Председатель, Важным элементом режима нераспространения, обеспечивающим необходимый уровень доверия при осуществлении международного сотрудничества в мирном использовании атомной энергии, является эффективная система гарантий. В связи с этим большое значение и актуальность имеет деятельность агентства, направленная на повышение эффективности и действенности системы гарантий МАГАТЭ, разработку интегрированной системы гарантий МАГАТЭ.

Контрольная деятельность агентства должна быть оптимизирована с учетом заключения странами дополнительных протоколов в рамках существующих финансовых ресурсов при понимании важности снижения уровня традиционных инспекторских усилий в государствах с нечувствительным ядерным топливным циклом. С удовлетворением отмечаем завершение агентством разработки концептуальной основы комплексных гарантий и разработки контрольных механизмов для ряда типов ядерных установок.

Российская Федерация оказывает и будет оказывать помощь в укреплении системы гарантий МАГАТЭ путем финансирования национальной программы научно-технической поддержки гарантий агентства.

На плановой основе у нас развивается сотрудничество с офисом физической защиты ядерных материалов Департамента гарантий МАГАТЭ. Сегодня оно затрагивает области разработки нормативных и рекомендательных документов МАГАТЭ в этой сфере. Российские эксперты привлекаются к миссиям ИППАС. Совместно с МАГАТЭ учреждены и успешно функционируют в Межотраслевом специальном учебном центре Минатома России (г. Обнинск) международные практические курсы по обучению специалистов стран СНГ по применению и эксплуатации технических средств охраны в системах физической зашиты.

В этом году при технической поддержке МАГАТЭ успешно проведены:

  • семинар по проблеме формирования проектных угроз и моделей нарушителя для ядерно-опасных объектов России;
  • семинаре директорами атомных станций, на который были приглашены представители Украины, Армении, Казахстана, Литвы, по теме "Культура безопасности".

На 2003 год уже намечен ряд совместных мероприятий, направленных на дальнейшее развитие культуры безопасности и надежного режима физической защиты и нераспространения ядерных материалов.

В интересах решения этой задачи наши эксперты активно трудятся в направлении укрепления режима физической защиты в процессе пересмотра Конвенции о физической защите ядерного материала.

Господин Председатель, Программа технического сотрудничества в области ядерных технологий вносит непосредственный и экономически эффективный вклад в решение приоритетных задач каждой страны.

Российская Федерация поддерживает усилия агентства, направленные на соответствие проектов технического сотрудничества достижению ощутимого социально-экономического эффекта. В этой связи мы поддерживаем действия Секретариата по повышению качества проектов и их актуальности.

Мы активно сотрудничаем с Секретариатом агентства в выполнении проектов технического сотрудничества путем поставок специального оборудования, организации учебных курсов, подготовке кадров и предоставления услуг российских экспертов.

Российская Федерация придает большое значение выполнению ряда проектов, в частности региональному проекту по безопасности исследовательских реакторов и модельному проекту по повышению качества инфраструктуры радиационной защиты в ряде стран СНГ.

Мы считаем достаточно эффективным механизм формирования фонда технической помощи за счет долевых взносов государств - членов агентства в национальной валюте, определяемых в соответствии со сложившейся практикой по шкале ООН. Российская Федерация перечислит в ближайшее время свой взнос за 2002 год и намерена и в дальнейшем регулярно осуществлять свой вклад в фонд технической помощи и сотрудничества.

Вместе с тем агентство сможет обеспечить исполнение гораздо большего числа проектов в рамках технического сотрудничества при условии полного финансирования программы технического сотрудничества странами-участницами.

Господин Председатель, Несколько слов о формировании программы и регулярного бюджета МАГАТЭ.

Хотим подчеркнуть важность сохранения принципа нулевого реального роста при формировании регулярного бюджета. Российская Федерация в полном объеме и своевременно выполнила свои финансовые обязательства и перечислила в регулярный бюджет агентства взнос за 2002 год. Мы призываем страны, имеющие задолженность перед бюджетом МАГАТЭ, как можно скорее ликвидировать ее.

Только тогда мы сможем в полной мере реализовать три основных составляющих деятельности агентства - технология, безопасность и проверка. Они обеспечивают доступ странам-участницам к благам мирного использования ядерной энергии в интересах их устойчивого развития, способствуют созданию глобального режима ядерной безопасности, недопущению распространения ядерного оружия, укреплению сохранности ядерных материалов и установок.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»