18.11.2002

Скрябин Дмитрий

Украина.Ru

Андрей Деркач: "Отказавшись от тесной интеграции с ЕвроАэЭС, мы потеряем рынок"

Депутат Верховной рады Украины, заместитель председателя комитета ВР по ТЭК, председатель подкомитета по ядерной энергетике Андрей Деркач накануне своего визита в Москву, в ходе которого запланировано его выступление в Госдуме РФ, в интервью Украине.Ru рассказал о стратегических направлениях сотрудничества между Украиной и Россией, и в частности в энергетической сфере.

- Вы весьма активно выступаете за координацию внешнеполитического европейского курса Украины с развитием отношений с Россией, как основным стратегическим партнером. Насколько обосновано совмещение этих двух внешнеполитических направлений?

- Стремление Украины, равно как и России, стать когда-нибудь членом Европейского союза - вполне понятно. Однако нельзя забывать, что сейчас Украина занимает 143 место в мире по уровню национального дохода на душу населения ($720 в год).

В составе "клубов богатых" - НАТО и ЕС - нет ни одной страны из группы государств с низкими доходами. Даже у наших более состоятельных соседей - Чехии, Польши и Венгрии возникают достаточно серьезные проблемы со вступлением в ЕС. Ведь европейскому клубу придется взять на себя значительные расходы по подтягиванию "новичков" до уровня экономического развития остальных его членов.

Поэтому нам стоит реально посмотреть на вещи. Россия - крупнейший торговый партнер Украины. Треть всего внешнеторгового оборота Украины приходится на Россию. Транснациональный российский бизнес способен стать проводником для украинских товаров на мировом рынке. Самим нам пробиться туда очень сложно.

Стоить обратить пристальное внимание на ЕвроАзЭС - это крупнейший рынок для украинских товаров. Только там они конкурентоспособны. На американских и западноевропейских рынках нам по большому счету пока делать нечего. ЕвроАзЭС - рынок не только товаров. Это рынок специалистов, здесь принимаются наши дипломы, наши технологии, наконец, только здесь не возникает языковой проблемы. Отказавшись от тесной интеграции с ЕвроАэЭС, мы потеряем рынок.

Но если в ЕС и НАТО никто нас не ждет, то для вступления во Всемирную торговую организацию уровень национального дохода значения не имеет. А принятие в ВТО - это фактически приведение экономики страны к тем нормам и требованиям, которые ЕС выдвигает к своим "абитуриентам". Это - сданный экзамен на титул "страна с рыночной экономикой". Очевидно, что совместная позиция Украины и России относительно подписания рабочих протоколов по согласованию тарифов и торговых квот и движения в ВТО была бы значительно более эффективной. Вдвоем всегда легче в дороге. Совместные действия необходимы для того, чтобы поддержать друг друга на переговорах с членами рабочих групп ВТО, чтобы занять совместные позиции в ОБСЕ, ПАСЕ.

Второй пример - координация действий в ОБСЕ, Совете Европы, НАТО. Это важно с учетом нового вектора в политике России, которая сегодня не закрывается от НАТО.

- Будущее Украины эксперты связывают с ее геополитическим положением, в частности с реализацией проектов по транспортировке энергоносителей. Какие здесь, на ваш взгляд, возможности для развития сотрудничества с Россией?

- Конечно, один из главных козырей Украины - ее статус транзитного государства. Транзитного как для ЕвроАзЭС, так и для Евросоюза. Украина - это путь из ЕвроАзЭС в ЕС.

Для нашей страны транзит является важной составляющей бизнеса в силу географического положения, развитой индустрии, способной обеспечить расширение, модернизацию и содержание в надлежащем состоянии трубопроводных артерий. Россия, в свою очередь, лидируя по объемам содержащихся в ее недрах запасов энергоносителей, вынуждена уделять трубопроводам особое внимание еще и по причине гигантской протяженности своих территорий.

Здесь есть несколько аспектов.

Во-первых, для РФ экспорт углеводородного сырья во многом определяет ВВП, валютные поступления и шанс интеграции в мировую экономику.

Во-вторых, вероятное установление "американского порядка" в Ираке придает поставкам энергоносителей на рынки Европы, а впоследствии и Азии, особую значимость. В этом смысле российско-украинский "дуэт" (нефть РФ и трубопроводы Украины) могут претендовать на звание "энергопротивовеса", способного в перспективе диверсифицировать зависимость Запада от сырья из региона Залива.

В-третьих, высокая потенциальная уязвимость нефте- и газопроводов на фоне роста активности международного терроризма требует соответствующего мероприятий по обеспечению их охраны и контроля за техническим состоянием объектов. На мой взгляд, целесообразность участия Украины в данном вопросе не вызывает сомнений.

И, наконец, объединение "трубопроводных" усилий Киева и Москвы может стать гарантией нового импульса развития трубопрокатной промышленности обеих стран. В частности, внедрением новых технологий, созданием новых рабочих мест и т.д. Стало быть, существующие сегодня торговые противоречия, включающие в себя и "трубный вопрос", могут быть разрешены путем "повышенного потребления" продукции в совместных проектах.

- Каковы перспективы украино-российского сотрудничества в атомной энергетике?

- Россия была, есть и будет ключевым партнером Украины во всем, что касается ядерной энергетики и промышленности.

Основные стратегические вопросы, которые будут стоять в повестке дня "ядерного взаимодействия" между двумя странами, следующие:

Первое. Эффективная работа общего ядерно-топливного цикла обеих стран. При этом, если для ядерного комплекса Российской Федерации импорт Украиной "свежего" и вывоз отработанного ядерного топлива делает нашу страну важнейшим внешним рынком продукции, то для Украины вывоз ОЯТ в Россию является залогом экологической безопасности страны и избавляет от огромных расходов на создание соответствующей собственной инфраструктуры.

В этой связи считаю необходимым заключение долгосрочного (на 10-20 лет) украинско-российского договора об обращении с ядерным топливом (и "свежим" и отработанным). При этом Украина могла бы предложить не только справедливую цену за возвращение ОЯТ российского происхождения в РФ, но и принять (на паевой или иной подобной основе) финансовое, техническое и научное участие в развитии российской инфраструктуры долговременного хранения и переработки (или захоронения) ОЯТ;

Второе. Совместная работа над повышением эксплуатационной и экологической безопасности ядерных установок. Это направление тоже имеет для нас не только финансово-экономическую составляющую. На ядерной безопасности нельзя экономить и тем более - делать ее картой в политической игре. А обеспечить такую модернизацию украинских энергетических реакторов, которая будет действительно успешной, можно только при самом активном участии разработчиков и производителей этих установок. В данном случае - предприятий и организаций Минатома России;

Третье. Уже после 2010 г. перед Украиной вплотную станет вопрос о выборе типа энергетического ядерного реактора, который будет основным для АЭС нашей страны на протяжении большей части ХХ│ века. Уверен, что это может быть только реактор, созданный с российским участием. Другое решение не обеспечивает технологической преемственности с действующими в Украине реакторами типов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000, а значит - всякий иной подход не сможет обеспечить и надлежащего уровня безопасности АЭС Украины. Кроме того, именно этот путь открывает перед Украиной наибольшие перспективы в сохранении ее немалого научно-технологического потенциала в ядерной сфере.

Нужно отметить, что Украина заинтересована в решении вопросов, связанных с российским ядерным топливом, в не меньшей степени, чем Россия - в решении проблем своего газового транзита через Украину. В этой связи должно быть принято политическое решение о том, что оба базовых договора ("газовый" и "ядерный") будут вводиться в действие "пакетом". Причем возможные уступки украинской стороны в вопросах газового транзита должны быть обусловлены соответствующими уступками с российской стороны в проблемах, связанных с СЯТ и ОЯТ.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»