09.11.2002

Nuclear Watch, International C

Конгресс США обсуждает, как наиболее эффективно использовать 20 миллиардов долларов, обещанных «большой восьмёркой» России на программы нераспространения в течение ближайших 10 лет

Речь Линтона Брукса, директора Департамента по ядерной безопасности Министерства Энергетики США

Линтон Брукс, Директор Департамента по ядерной безопасности Министерства Энергетики США

Речь 9 октября 2002 г. перед Комитетом Сената США по международным отношениям во время слушаний о Глобальном партнёрстве «большой восьмёрки» и его влиянии на программы США по нераспространению

Перевод с сокращениями: The International Center (Юлий Елисеев).

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Сенат и особенно сенаторов Байдена, Лугара и других членов этого комитета за поддержку в принятии Акта об Уполномочивании в Международных Отношениях и тех его частей, которые касаются Глобального партнёрства. Мы полностью согласны с заключением этого законодательного акта о том, что нейтрализация угрозы распространения ядерных и радиоактивных материалов из России – это задача, которую можно решить только совместными усилиями Российской Федерации, Соединённых Штатов и другие правительств. Президентская инициатива в создании Глобального партнёрства «большой восьмёрки» показала, насколько решительно правительство США разделяет это мнение.

Создание предпосылок для расширения глобальных усилий по нераспространению

Заместитель Государственного секретаря Болтон заявил, что администрация США полностью поддерживает Глобальное партнёрство, которое мы считаем значительным шагом к более эффективному режиму нераспространения. Министерство Энергетики и Национальная Администрация по Ядерной Безопасности разделяют эту сильную поддержку Глобального партнёрства. На сентябрьской Генеральной конференции Международного Агентства по Атомной Энергии в Вене, министр энергетики Эйбрехем подчеркнул, что Соединённые Штаты испытывают особый энтузиазм по отношению к Глобальному партнёрству «большой восьмёрки», поскольку оно связывает нас вместе в духе решительных действий.

Глобальное партнёрство несёт в себе потенциал создания координированной международной программы по нераспространению, что отражено в значительном количестве ресурсов, которые члены «большой восьмёрки» решили направить на выполнение этого соглашения для устранения угрозы распространения в России, а также в шести принципах действий, принятых в заявлении «большой восьмёрки» 27 июня. Эти принципы могут быть использованы всеми странами для оценки своих усилий по борьбе против угрозы распространения.

Участие Министерства Энергетики США в Глобальном партнёрстве

Соединённые Штаты начали действовать в области нераспространения задолго до формирования Глобального партнёрства. Администрация США запросила у Конгресса около 1 миллиарда долларов на программы по нераспространению в России и других бывших советских республиках на 2003 финансовый год и имеет намерение продолжать финансирование примерно на этом уровне в течение десятилетнего периода Глобального партнёрства. Бюджет Министерства Энергетики на программы по нераспространению в России и других странах бывшего СССР на 2003 финансовый год составляет приблизительно 443 миллиона долларов, и я полагаю, что финансирование будет продолжено или увеличено в 2004 году. Таким образом, очевидно, что Соединённые Штаты уже делают свой вклад в Глобальное партнёрство. Мы ожидаем такого же уровня поддержки от наших партнёров по «большой восьмёрке».

Глобальное партнёрство повлияет на программы по ядерному нераспространению Министерства Энергетики во многих аспектах. В то время как мы достигли огромного прогресса в России в плане обеспечения безопасности сотен тонн оружейных материалов, помощи в сокращении российского ядерного комплекса и в переводе бывших учёных и специалистов по ядерным вооружениям на гражданскую деятельность, многое ещё предстоит сделать. До сих пор существуют сотни тонн плохо охраняемых оружейных ядерных материалов, очень большой ядерный комплекс с большими экономическими трудностями и нехваткой возможностей трудоустройства и ядерная инфраструктура, продолжающая производить плутоний на трёх действующих реакторах. Мы надеемся, что наши партнёры по «большой восьмёрке» предоставят часть средств на расширение программ типа тех, которые уже проводятся Министерством Энергетики в этой области. Международное финансирование будет особенно важным для поддержки участия России в программе по избавлению от плутония. Полное финансирование этой программы необходимо для наших попыток уничтожить 34 тонны российского оружейного плутония – достаточного количества для 8000 ядерных зарядов.

Участие наших партнёров было бы полезным и в других программах. Например, дополнительные ресурсы позволили бы нам избавиться от реакторов, производивших плутоний в России и Казахстане. Мы попросили других членов «большой восьмёрки» внести вклад в совместные усилия по предотвращению утечки мозгов в сфере оружия массового поражения, обеспечению скорейшего возвращения топлива из исследовательских реакторов, обезвреживанию радиологических источников и, кроме того, мы продолжаем поддерживать международные программы по безопасности гражданских ядерных реакторов.

Помимо дополнительных ресурсов, сам факт заметного участия всех ведущих развитых стран в совместных усилиях по нераспространению покажет, что обеспечение безопасного хранения и уничтожение материалов и оружия массового поражения действительно является важным вкладом в глобальную безопасность. Перед нами глобальные проблемы, и решения также должны быть глобальными.

Возможные трудности

Как показывают эти краткие примеры, Соединённые Штаты видят в Глобальном партнёрстве огромный положительный потенциал. Но в то же время я реалист. Согласившись 27 июня создать Глобальное партнёрство, страны «большой восьмёрки» заложили основу для расширения глобальных усилий по нераспространению, но предстоит проделать много работы, чтобы перейти от обещаний к конкретным результатам. Для реализации потенциала Глобального партнёрства потребуется время, а также лидерство и настойчивость Соединённых Штатов. Наши партнёры должны предоставить финансовые ресурсы, соответствующие их обещаниям, а Россия должна сотрудничать в выполнении соглашений. Ключевой вопрос – примет ли руководство Российской Федерации исполнительные решения необходимые для успеха Глобального партнёрства.

Через Глобальное партнёрство «большая восьмёрка» обязалась решить деликатные проблемы выполнения, которые иногда не позволяли нам эффективно работать на территории России. Новое соглашение предусматривает в частности эффективные меры по мониторингу и прозрачности, освобождение от налогообложения, таможенных пошлин и других сборов, и предоставление должного иммунитета и привилегий. При выполнении наших программ, Министерство Энергетики часто сталкивалось с препятствиями в этих вопросах. Например, наши усилия по расширению переработки высокообогащенного урана в низко обогащённый в рамках Программы по консолидации и конверсии материалов, а также по другим проектам сотрудничества, были задержаны бюрократическими проблемами, в частности связанными с вопросами налогообложения и материальной ответственности. Кроме того, мы продолжаем испытывать проблемы с доступом в закрытых городах и на производственных объектах Минатома. Ограничения доступа препятствуют как выполнению наших совместных программ, так и обеспечению прозрачности, справедливо требуемой Конгрессом.

Я не хотел бы преувеличивать наши трудности, над преодолением которых мы работаем. В целом, я даю положительную оценку нашим совместным усилиям. Но было бы неразумно игнорировать эти трудности. Некоторые из наших союзников столкнулись с похожими проблемами, которые им пока не удалось решить. Для реализации этого потенциала Глобального партнёрства, Россия должна помочь другим членам «большой восьмёрки» решить эти и другие вопросы, связанные с защитой от материальной ответственности, освобождением от налогов, и обеспечением доступа.

Заключение

Глобальное партнёрство предоставляет возможность написать новую главу в книге сотрудничества по нераспространению. Если мы сможет реализовать его потенциал, мы поможем сделать мир более безопасным для всего человечества. Под руководством Президента, мы намерены продолжить интенсивную работу с нашими партнёрами по «большой восьмёрке» для использования этой новой возможности, с благодарностью за лидерство и поддержку этого комитета.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»