03.11.2002

Александр Колотов, специально

NuclearNo.ru

Россия-США: секретный пакт о войне с Ираком

Когда на Ирак начнут падать первые американские бомбы, знайте: возможно, Вашингтон все же секретно договорился с Москвой насчет двух самых главных вопросов -- иракской нефти и иракских долгов.

В конце октября министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что договорился с госсекретарем США Колином Пауэллом "не форсировать вынесение нового проекта резолюции по Ираку на рассмотрение Совета Безопасности ООН, а продолжить поиск сближения наших позиций".

Почему же Россия так упорно сопротивляется планам американского вторжения в Ирак? И что ей бы хотелось получить от Соединенных Штатов в обмен на свое согласие?

Быть может, главная причина нынешней жесткой позиции России в отношении возможной войны США с Ираком -- это интересы отечественных нефтяников. С декабря по май Ирак продал за рубеж 226 миллионов баррелей нефти в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Девяносто миллионов из них (то есть практически 40 процентов всей проданной иракской нефти) приобрели российские нефтяные компании (в том числе "Лукойл", "Татнефть" и "Зарубежнефть") с тем, чтобы выгодно перепродать ее на внешнем рынке. Согласитесь, кому захочется в одночасье терять такой прибыльный бизнес?

Есть, впрочем, и еще одна причина. Все понимают, что санкции ООН по отношению к Ираку не будут действовать вечно. Когда-нибудь в будущем (и скорее в будущем ближайшем, а не отдаленном) они будут сняты. Что тогда? Российские нефтяные компании уже давно озаботились этим вопросом.

На сегодняшний день около 200 российских компаний действуют в Ираке. Доля того же "Лукойла" в проекте разработки иракского месторождения "Западная Курна-2" составляет 52,5 процента (общая сумма сделки оценивается в 20 миллиардов долларов). В сферу интересов "Татнефти" входят месторождения "Рафидейн" и "Абу Хейма". Кроме того, "Татнефть" выиграла тендер на бурение в Ираке 33 нефтяных скважин, "Зарубежнефть" -- 45 скважин. Официально начало работ по бурению откладывается из-за "обострения политической ситуации в регионе", но на деле причина несколько иная -- российские компании боятся оказать себе "медвежью услугу".

Проблема заключается в том, что в случае свержения Саддама Хуссейна новое правительство Ирака вполне может поступить со своими нефтяными промыслами также, как изголодавшийся человек -- с роскошно сервированным ужином. То бишь начать их беспощадную эксплуатацию, продавая нефть направо и налево в расчете на получение быстрой прибыли. Это означает снижение цен, и, соответственно, убытки российских нефтяных компаний, давно и прочно обосновавшихся в этом регионе. Для российских нефтяников, таким образом, привлекательнее Ирак без санкций, но с Саддамом Хуссейном -- тогда они точно не будут испытывать конкуренции со стороны американских и английских нефтяных компаний.

И, наконец, иракские долги России. В свое время Саддам Хуссейн пытался дружить (или делать вид, что дружит) и с Советским Союзом, и с Соединенными Штатами -- заставляя обе сверхдержавы наперебой предлагать ему кредиты. В итоге на сегодняшний день, по разным подсчетам, долги Ирака России, как правопреемнице СССР, составляют достаточно впечатляющую сумму -- 7-12 миллиардов долларов. Саддам Хуссейн, судя по его заявлениям, не прочь рассчитаться -- только отмените санкции и не третируйте Ирак как страну-изгоя. Но тот, кто придет на смену Саддаму -- что он скажет об этих долгах? Ведь нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что новый президент Ирака откажется выплачивать "долги диктаторского режима", как когда-то поступили большевики в отношении долгов царской России.

Каков же выход в этой ситуации для Соединенных Штатов, если все же позиция России в Совете Безопасности ООН имеет для них хоть какое-то значение?

Разумеется, искать компромисса. Компромисса, который бы учитывал нефтяные и денежные интересы России в Ираке. Американское правительство может дать гарантии, что "застолбленные" российскими нефтяными компаниями иракские месторождения и иные проекты не будут подвергаться "переделу собственности", и общая продажа нефти Ираком не превысит определенного, строго оговоренного значения.

По иракским долгам США также может дать свои гарантии. И это автоматически будет означать, что, в случае неисполнения новым правительством Ирака своих долговых обязательств по отношению к России, эти долги будут покрываться за счет американского казначейства.

Разумеется, такая сделка, коль скоро она вообще произойдет, не станет достоянием гласности. Речь может вестись исключительно о секретном соглашении, вроде пакта Молотова-Риббентропа. Но заключение этого секретного соглашения о войне с Ираком -- пакта Иванова-Пауэлла -- зависит только от стратегических намерений США. Нефтяные запасы Ирака, по прогнозам специалистов, могут составлять сотни миллиардов баррелей. И если США возьмет над ними контроль, в ближайшее десятилетие Америка будет просто купаться в нефти. И, что немаловажно, сможет сама диктовать мировые цены на "черное золото". Не правда ли, слишком большое искушение, чтобы от него отказаться.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»