26.07.2002

Вильям Хоен

International Center, "Nuclear

Оборонный бюджет на 2003 финансовый год

Новости из Конгресса США о совместных российско-американских программах по нераспространению

Russian American Nuclear Security Advisory Council (RANSAC)

Палата представителей Конгресса США

Комитет по вооруженным силам Палаты представителей завершил обсуждение своей версии Проекта оборонного бюджета на 2003 финансовый год (H.R. 4546; H. Rept. 107-436, pt. 1 and 2) 1 мая. Вся Палата ободрила законопроект с поправками 10 мая.

Основные положения:

Программы Министерства энергетики:

Общий бюджет Министерства энергетики на нераспространение, запрошенный в сумме 1,13 млрд. долларов, сокращен до 39,0 млн. долларов согласно законопроекту Палаты представителей. В целом, Комитет выразил обеспокоенность большими неизрасходованными суммами по некоторым программам и сомнение в способности программ "поглотить" эти избыточные средства. Финансирование урезано по следующим статьям:

  • Переработка российского плутония: минус 10 миллионов (с 98 до 88 млн.) [Компенсируется увеличением расходов на переработку американских расщепляющихся веществ + 4 млн. (с 194 до 198 млн.). Это увеличение предназначено для исследований альтернативных технологий переработки и топливных, основанных на тории]
  • Прекращение производства плутония в России: минус 30 млн. (с 49,3 млн. до 19,3 млн.)
  • Международная ядерная безопасность: минус 3,0 млн. (с 14,6 до 11.6 млн.)

Хотя целесообразность программы не ставилась Комитетом под сомнение, решение урезать финансирование программы по прекращению производства плутония в России основывается на больших неизрасходованных суммах и на отсутствии подробной программы выполнения плана и официального соглашения с Россией относительно совместного финансирования и остановки реакторов. Комитет также предоставил юридическое право перевести программу от Министерства обороны Министерству энергетики.

8 мая были отклонены две поправки о восстановлении урезанных сумм по распоряжению Комитета по процедурным вопросам во время формулировки резолюции (H. Res. 415; H Rept. 107-450) для рассмотрения в Палате представителей H.R. 4456. К этим двум отклоненным поправкам относятся:

  • Поправка, предложенная конгрессменом Эдвардсом (Edwards), о восстановлении 30 млн. на проект по прекращению производства плутония в России, которое бы компенсировалось урезанием финансирования на противоракетную оборону.
  • Поправка, предложенная конгрессменом Спраттом (Spratt), о восстановлении 10 млн. на переработку российского плутония.

Министерство обороны/Программа по совместному уменьшению угрозы

Финансирование для Министерства обороны на программу по совместному уменьшению угрозы одобрено полностью в размере 416,7 млн. долларов однако данный законопроект предоставляет только 50 миллионов из запрошенных 133,6 миллионов на объект по уничтожению российского химического оружия. Министерству обороны предоставляется право перевести сумму в 83,6 млн. долларов на другие проекты программы по совместному уменьшению угрозы, включая уничтожение российского стратегического наступательного вооружения, уничтожение стратегического ядерного оружия на Украине и безопасность при хранении и транспортировке российских боезарядов.

Прочие положения, касающиеся Программы по совместному уменьшению угрозы:

  • Мнение Конгресса о том, что российское распространение оружия массового поражения, технологий и ноу-хау Ирану представляет явную угрозу национальной безопасности США. В соответствии с данным законопроектом Президенту США необходимо ежегодно до 2009 года подавать отчет в Конгресс о действиях России в сфере ядерного распространения. Доклад будет составляться Отделом оценок Министерства обороны и будет содержать подробную информацию о передаче Россией оружия массового поражения Ирану и другим странам, о том, как эта передача повлияет на возможности данной страны и на интересы национальной безопасности США и их союзников. В отчете также будет представлена стратегия предотвращения ядерного распространения и сроки ее выполнения.
  • В первоначальном предложении рекомендовалась приостановить выделение 50% финансирования программы по совместному уменьшению угрозы, пока Президент США не доложит Конгрессу о ядерном нераспространении в странах, спонсирующх терроризм. Однако это условие было опущено в окончательной версии законопроекта Сенатского комитета по вооруженным силам.
  • Положение, предоставляющее Президенту право до 2005 года отклонять требование выполнения Россией обязательств по разоружению, согласно существующему закону "Нанна-Лугара", чтобы Россия могла продолжать получать помощь в соответствии с программой Совместное уменьшение угрозы и с Главой пятой Акта в поддержку свободы. (Прим.: программы Министерства энергетики по нераспространению не подпадают под это требование. Госдепартамент также принял решение, что финансирование научных центров, переквалификации ученых, занимавшихся биологическим оружием, и программы по контролю над экспортом не подпадают под данное требование. Эти программы сейчас финансируются из бюджета на международные инициативы, предназначенного для программ по нераспространению, борьбе с терроризмом, разминированием и для прочих похожих программ.)
    Президент должен подать отчет в Конгресс через 30 дней после использования этого права с указанием, какие именно соглашения по разоружению не были соблюдены, доказательствами несоблюдения и объяснением, почему продолжение финансирования программы Совместное уменьшение угрозы входит в интересы национальной безопасности США, а также с изложением стратегии Президента для обеспечения соблюдения Россией достигнутых договоренностей.
  • Так как программа по совместному уменьшению угрозы "изначально планировалась как кратковременная срочная мера" и так как Сенату еще предстоит принять решение по вопросу финансирования программы, законопроект Комитета по вооруженным силам Палаты представителей ограничивает использование фондов Программы на проекты по совместному уменьшению угрозы и связанным с ними инициативами в странах за пределами бывшего Советского Союза.
  • В соответствии с данным законопроектом, запрещается выделение и расходование фондов программы по совместному уменьшению угрозы в 2003 финансовом году, пока не будут поданы соответствующие доклады в Конгресс. В законопроекте также содержится требование отчета об использовании, наблюдении и учете средств Программы. Согласно еще одному требованию приостанавливается 50% финансирования Программы на оборонные и военные проекты, пока не будет подан отчет о проекте за 2001 и 2002 годы.
  • Проект по предотвращению распространения биологического оружия: Комитет выразил обеспокоенность по поводу ряда пунктов, включая недостаточную прозрачность российских объектов с биологическим оружием, возможность использования результатов исследований для биологической обороны в наступательных целях, возможность непреднамеренного укрепления российской научной базы по биологическому оружию благодаря некоторым проектам, беспокойство по поводу нецелевого использования средств и отсутствие стратегии выхода из проекта.
  • Проект по уничтожению объектов химического оружия: Комитет Палаты представителей по вооруженным силам отклонил просьбу в полном финансировании запрошенной суммы, особенно принимая во внимание тот факт, что Россия воспринимается как страна, "не выполняющая своих обязательств по договору о химическом разоружении". Комитет подчеркнул важность обязательств России и пришел к выводу, что Россия имела бы необходимые средства для выполнения обязательств по договору в срок, если бы были временно приостановлены или полностью прекращены программы по военной модернизации. Комитет отметил, что Россия еще не удовлетворила всем условиям для использования средств на проект за прошлый год, особенно требование предоставления полной и точной отчетности по запасам химического оружия.
  • Проект по строительству объекта для хранения расщепляющихся веществ на комбинате Маяк: Комитет Палаты представителей по вооруженным силам поддержал решение администрации Буша не изыскивать финансирование для строительства второго крыла данного объекта и продлил срок действия запрета на использование средств Программы по совместному уменьшению угрозы для этих целей. Как отмечается в отчете, Комитет принял во внимание отказ российской стороны проводить инспекции объекта для выяснения происхождения материалов, которые предполагается хранить там.
  • Проект по безопасности российских объектов для хранения ядерного оружия: как отмечается в отчете, Комитет Палаты представителей по вооруженным силам подтвердил необходимость заключения соглашения с Россией о получении доступа представителей США на объекты для хранения боезарядов, для которых было предоставлено финансирование по программе Совместное уменьшение угрозы.

Другие интересные положения

Состоящая из двух частей поправка, предложенная конгрессменом Куртом Велдоном (Curt Weldon) (республиканцем от штата Пенсильвания) была одобрена устным голосованием во время рассмотрения законопроекта по оборонному бюджету в Палате представителей. В первой части описывается политика по укреплению сотрудничества и повышению прозрачности между Россией и США по ядерным вопросам. Вторая часть наделяет Министерство энергетики правом проводить разработку концепции и исследования ядерного оружия малой мощности/компактного оружия (т.е. менее пяти килотонн), но запрещает его создание и испытания, которые могут привести к производству подобного ядерного оружия. (Первоначально вторая часть поправки определяла условия, по которым существующий запрет на разработку ядерного оружия малой мощности в США будет аннулирован. Поправка также аннулировала бы действующий закон о запрете испытаний ядерного оружия малой мощности. Попытка Комитета по процедурным вопросам отклонить поправку Велдона не увенчалась успехом. Однако после представления первоначального варианта поправки, но до ее обсуждения вторая часть предложения Велдона была модифицирована.)

Первая часть поправки состоит из трех частей, кратко изложенных ниже:

  • США придерживаются политики более тесного сотрудничества и открытости с Российской Федерацией по вопросам ядерного оружия, структуры вооруженных сил, систем охраны, испытаний и предотвращения ядерного распространения, а также инфраструктуры, производства и демонтажа ядерного оружия в целях обеспечения взаимной безопасности, стабильности и доверия.
  • Конгресс полагает, что Президенту США следует продолжать работать с Россией для достижения следующих восьми целей: (1) соглашение о совместном выходе и демонтаже нестратегического ядерного оружия и оказание содействия со стороны США в ведении учета и обеспечении безопасности российского тактического ядерного оружия; (2) создание программы совместных визитов американских и российских ученых-ядерщиков на испытательные полигоны Невады и Новой Земли; (3) программа совместных визитов в ядерные лаборатории для обсуждения ядерного оружия, материалов и безопасности инфраструктуры; (4) программа совместных визитов и конференций по противоракетной обороне; (5) создание совместной комиссии по нераспространению для определения способов предотвращения попадания оружия массового уничтожения и технологий, баллистических ракет и усовершенствованного традиционного оружия к странам-изгоям и другим потенциальным противникам; (6) создание совместной программы по разработке более совершенных способов переработки избыточных ядерных материалов оружейного класса; (7) объединение усилий по охране и переработке ОЯТ и других ядерных отходов; (8) создание совместной программы по инвентаризации и контролю над ядерными боезарядами и материалами.
  • Доклад Президента США к 1 марта 2003 года с описанием действий, предпринятых для достижения этих целей, реакцией России и оценкой приверженности России к более тесному и открытому сотрудничеству с США.

Перевод: The International Center

Более подробная информация о бюджете российско-американских программ по нераспространению в отчете РАНСАК "Анализ проекта бюджета Администрации Буша на 2003 финансовый год на совместные российско-американские программы по нераспространению" на сайте www.ransac.org




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»