31.07.2002

Мэтью Банн, Джон Хольдрен, Энт

International Center, США

Безопасность ядерного оружия и материалов: семь действий для немедленной реализации

Гарвардский университет, Май 2002.

Глава 8. Ускоренное обеднение высокообогащенного урана

События 11 сентября предоставили возможность существенно ускорить уже идущие работы по обеднению российского высокообогащенного урана (ВОУ). Предлагается начать работы по обеднению дополнительного ВОУ в количествах, достаточных для производства более тысячи ядерных бомб ежегодно. ВОУ - это самый удобный материал для производства ядерной бомбы. Уничтожение как можно большего количества ВОУ - это самый лучший способ предотвратить его попадание в чужие руки. Оплатив России затраты по обеднению ВОУ и приведению урана к состоянию, непригодному для оружия, можно регулировать попадание обедненного урана на рынок в течение определенного времени, проводя его хранение в России. В таком случае цель поддержания национальной безопасности США будет достигнута без нарушения баланса на мировом рынке ядерного топлива. Очевидно, такое уменьшение опасности можно будет количественно измерить в затраченных долларах и тоннах обедненного ВОУ.

Соглашение о покупке ВОУ

Работы по ускоренному обеднению урана будут строиться на основе Соглашения о покупке ВОУ - самом всестороннем и успешном (несмотря на большое количество затруднений и проблем с реализацией) и, возможно, самом важном договоре между Россией и США в деле совместных усилий по борьбе с опасностью незаконного использования ядерных материалов.

По этому соглашению, 500 тонн ВОУ, полученного со списанного российского ядерного оружия обедняются до состояния низкообогащенного урана (НОУ), который не может поддерживать цепную реакцию. Затем этот НОУ продается в США в качестве топлива для атомных реакторов. Это соглашение было подписано в 1993 сроком на 20 лет. Как предполагается, сделка принесет России 10 миллиардов долларов, поэтому она была названа Минатомом "Сделкой века". Одновременно сделка о покупке урана предоставляет финансовые стимулы для списания тысяч боеголовок, разрушения сотен тонн ядерных материалов, которые могут быть использованы в создании оружия и поэтому могут быть украдены. Договор позволяет создать дополнительные рабочие места для тысяч российских работников ядерного комплекса и предоставляет ежегодно сотни миллионов долларов для вывода российского ядерного комплекса из бедственного положения. Все это делается с минимальным обременением для американских налогоплательщиков, так как деньги на приобретение НОУ зарабатываются при использовании его в качестве топлива для атомных электростанций.

К марту 2002г. 141 тонна ВОУ была обеднена до уровня НОУ и доставлена в США, а Россия получила более 2 миллиардов долларов выручки с продаж. Большую часть 2001г. осуществление операции ВОУ-НОУ не производилось. В начале 2002 года были внесены некоторые поправки в существующий контракт, что позволит возобновить начатое дело через некоторое время.

Договор об ускорении исполнения операции ВОУ-НОУ может стать дополнением, но не заменой существующего соглашения. С точки зрения проблемы нераспространения очень важно убедиться, что существующий договор четко выполняется, а ускоренный перевод ВОУ в НОУ не противоречит действующему договору по ВОУ.

В настоящее время ежегодно около 30 тонн российского ВОУ обедняется в НОУ. Эта цифра была определена степенью насыщенности коммерческого рынка, а не потребностями национальной безопасности. Придерживаясь в дальнейшем заданного темпа, Россия избавится от трех четвертей имеющихся 1000 тонн ВОУ за 25 лет. С точки зрения национальной безопасности было бы желательно уничтожить каждый дополнительный килограмм ВОУ уже завтра. Имеется прекрасная возможность отделить цели национальной безопасности от ограничений, продиктованных законами рынка, просто оплачивая России стоимость работ быстрее, чем это делается сейчас. Очень вероятно, что за цены намного меньшие, чем стоимость одного бомбардировщика В-2, количество урана, достаточное для производства десятков тонн ядерного оружия, будет уничтожено.

Структура сделки ускоренного обеднения урана

Для эффективного исполнения сделки по обеднению ВОУ ее условия должны соответствовать интересам обеих сторон. И США, и Россия, разделяют заинтересованность в недопущении попадания ВОУ в руки террористов и государств-изгоев. Интересы США заключаются в уничтожении как можно большего количества российского ВОУ как можно быстрее и с минимальными издержками. Россия заинтересована в поддержании высокого и стабильного дохода от сделки по ВОУ как можно дольше, сохраняя большое количество рабочих мест. Также Россия заинтересована в поддержании достаточного количества ВОУ в военных арсеналах и избежании политических проблем, которые могут возникнуть, если соглашение будет поддерживать в большей степени интересы США, нежели России. Министр атомной энергетики России Александр Румянцев посчитал необходимым изучение возможности реализации проекта и будущих затрат, связанных с ним.

Существует много вариантов реализации этого соглашения, которые отличаются друг от друга тем, кто оплачивает сделку, каковы условия хранения материала, какое количество урана будет обеднено, до какого уровня содержания урана-235 будет обедняться уран.

Сущность процесса ускоренного обеднения ВОУ очень проста. США будут оплачивать России капитальные и текущие издержки для обеднения дополнительных объемов урана, превышающих норму в 30 тонн ежегодно. Россия дает согласие на то, что дополнительно полученный НОУ не будет допущен на рынок, а будет находиться на охраняемых складах в России. Это делается для избежания обвала цен на рынке урана и избежания понижения цен на обогащение в связи с появлением дополнительного материала.

Соединенные Штаты ограничили количество обедненного урана, который может быть ввезен в США, также США совместно с другими странами, заинтересованными в рынке урана наложили ряд ограничений на экспорт коммерческого урана из России.

Дополнительно обедненный уран может быть в дальнейшем продан на свободном рынке, следуя той же квоте в 30 тонн, после того как больше не останется материала для обеднения (срок исполнения существующей сделки на 500 тон урана - 2013 год). Эта сделка будет учитывать как интересы безопасности США, так и финансовые интересы России, в которой появятся рабочие места в ближайшее время и которая ожидает большие прибыли от продажи обедненного урана.

Далее следует рассмотреть важные аспекты ускоренного процесса обеднения урана.

Как быстро производить процесс обеднения

Как только будет введен механизм хранения обедненного урана вместо механизма его немедленной продажи, уровень обеднения будет зависеть от потребностей сторон, переговоров и возможностей предприятий, на которых происходит обеднение. В России уже имеются все необходимые машины на предприятиях, занимающихся обеднением для того, чтобы удвоить объемы обеднения до 60 тонн в год. По этому плану 30 тонн ВОУ в год будет обеднено и продано, как это и делается сейчас, а дополнительные 30 тонн в год будут обеднены и размещены на охраняемых складах. Это означает, что ежегодно будет уничтожаться количество урана, достаточное для производства 2 тысяч бомб. Дело принимает простой и понятный оборот: материал для производства бомб уничтожается и оплата происходит по факту поставки НОУ.

Какой материал подходит для обеднения

С точки зрения американской стороны было бы желательно провести обеднение 500 тонн имеющегося ВОУ как можно быстрее и справиться с задачей ранее запланированного на 2013 год срока. Еще более желательным было бы увеличить количество ВОУ, уничтожаемого по договору. Подсчитано, что даже после обеднения более чем 150 тонн ВОУ за прошлое десятилетие по договору покупки ВОУ и по другим соглашениям, в России остается более 1000 тонн ВОУ. После обеднения 360 тонн урана по договору ВОУ-НОУ в России останется боле 500 тонн ВОУ. Если Россия уменьшит свой полный ядерный арсенал (тактическое и стратегическое оружие) до 4000 единиц оружия, и мы предположим, что для подержания каждой единицы требуется 30 тонн ВОУ (включая как материал в боеголовке, так и материал в запасных частях), получается что для 4000 единиц требуется 120 тонн урана. Даже если Россия сохранит 100 тонн ВОУ для использования в качестве топлива на подводных лодках, ее военные нужды составят чуть больше 200 тонн ВОУ, т.е. небольшую долю имеющегося в настоящее время ядерного арсенала. В принципе, Россия должна быть заинтересована в обеднении более чем 500 тонн ВОУ. Эта цифра была выбрана в 1992 году, задолго до того, как Россия решила о необходимости сокращения запасов ядерного оружия до тех пределов, к которым она стремится в настоящее время. Одним из подходов может стать решение об ускорении процесса обеднения урана, который не входит в планируемые 500 тонн. Если же Россия собирается рассмотреть вопрос о широкомасштабном сокращении запасов ВОУ, который она сохраняет для военных целей, то можно начать ведение переговоров о дополнительном сокращении военного запаса ВОУ США. В отличие от России, которая уже объявила о том, что ее запасы ВОУ на 500 тонн превышают запас, необходимый для военных нужд, США объявили о превышении в 174 тонны, сохраняя большие резервы для использования ВОУ в дальнейшем в качестве топлива для подводных лодок. Авторы доклада считают, что резерв США намного больше, чем реальные нужды и должен быть пересмотрен в любом случае.

Изначальный текст соглашения по ВОУ содержал условие о том, что 500 тонн будут извлечены из списанных боеголовок. По договору предусматривалась необходимость обеспечения открытости для подтверждения выполнения условий. Таким образом, главной целью данного соглашения было разоружение. С точки зрения распространения любое количество оставшегося ВОУ представляет опасность вне зависимости от его происхождения. Если соглашение по ВОУ перейдет во вторую стадию, превышающую оговоренные 500 тонн, то в этом случае имеет смысл сделать новый акцент: дополнительный ВОУ может быть получен из любого источника, а не только из демонтированного оружия, что сделает возможным уничтожить уязвимые запасы ВОУ по всей территории России.

Уровень содержания урана-235, который необходимо достичь

Уровень обогащенности урана, используемого на большинстве электростанций, составляет менее 5% урана-235. Проводя обеднение урана ускоренными темпами путем смешивания ВОУ и НОУ, имеет смысл достичь девятнадцати процентного уровня содержания урана-235, что ниже международного одобренного двадцати процентного уровня, но намного больше уровня обогащенности урана, используемого в промышленных целях. Снижение до этого уровня привело бы к меньшему количеству запасов НОУ, снижению стоимости процесса обеднения и помогло бы избежать иных возможных трудностей (смотрите обсуждение ниже). Это также помогло бы снизить влияние обеднения урана на состояние рынка урана и рынка обогащения. Если не только преградить доступ урана на рынок, удерживая его в хранилище, но и хранить его в состоянии НОУ, в котором он не подходит для продажи, то появится уверенность в том, что в будущем уран не сможет неожиданно наводнить рынок.

Кто и как платит, и каковы условия соглашения для коммерческой торговли.

Для США самым простым подходом к процессу смешивания ВОУ и НОУ было бы заплатить России за обеднение определенного количества урана по факту выполнения работ и воспринимать это как инвестиции в национальную безопасность. Также возможны и другие, более сложные подходы, такие как попытки убедить европейские государства оплатить полностью или частично проводимые работы или организовать оплату в счет последующих поставок НОУ.

Одним из важных аспектов является соблюдение интересов российской стороны, поэтому нужно договориться об условиях окончательной продажи дополнительно обедненного урана на коммерческом рынке. Россия совсем не будет заинтересована в ускоренном процессе обеднения ВОУ, потому что это означало бы, что Россия получит только незначительный доход от обеднения (предположительно в пределах $1 - $3 миллионов за тонну ВОУ) и никогда не получит рыночную стоимость НОУ (которая варьируется в пределах $20 миллионов за тонну ВОУ). Дополнительная возможность получать гарантированный доход и после 2013 года, когда истечет срок исполнения существующего ныне договора, может привлечь российское руководство. Таким образом, вариант, который устроит как США, так и Россию, включает в себя следующие условия: по факту выполнения работ США оплачивает обеднение ВОУ до 19-типроцентного уровня содержания урана-235, при этом, если количество смешанного ВОУ превышает 500 тонн, Россия сможет продавать 30 тонн ВОУ на рынках США ежегодно, как это и происходит в настоящее время.

Кто производит обеднение

Если российские ядерные объекты не имеют подходящих условий для обеднения урана, то возможно перевезти часть ВОУ в США для осуществления обеднения на американских предприятиях. Это, в свою очередь, повлечет за собой отток рабочих мест из России в США, что не желательно для России в настоящее время, несмотря на то, что эта идея поддерживалась российским руководством в прошлом.

Гарантия прекращения производства ВОУ в дальнейшем

Если США собираются оплачивать процесс обеднения ВОУ, очень важно убедиться в том, что Россия не будет в дальнейшем производить дополнительный ВОУ и не превратит процесс в бесконечный цикл.

В настоящее время и США, и Россия заявляют, что они больше не производят ВОУ, однако нет ни одного двустороннего или международного соглашения о контроле. Необходимые меры по контролю российских обогатительных предприятий уже приняты, и вполне возможно обговорить принятие дополнительных мер, гарантирующих, что новый ВОУ не будет производиться. Для получения согласия российской стороны, придется, возможно, принять подобные меры и в США. Подобное российско-американское наблюдение для предотвращения производства ВОУ желательно в любом случае, частично как шаг в подтверждение всемирного уменьшения производства материала для создания бомб.

Затраты на ускоренное обеднение урана

Затраты на ускоренное обеднение урана можно подразделить на две категории: первоначальные капиталовложения и эксплуатационные расходы. Первоначальные расходы, скорее всего, будут небольшими. Как уже упоминалось, по оценкам США, российские объекты обладают мощностями для удвоенной скорости, но необходимо установить еще несколько машин для устранения некоторых недостатков. (Еще никто не пытался установить, сколько инвестиций потребуется для увеличения скорости в три или четыре раза).

Подробная смета эксплуатационных расходов еще не была составлена, но, судя по всему, они будут скромными по сравнению с вопросами безопасности. По приблизительным оценкам США, основанным на анализе расходов на рабочую силу и материалы, чистые предельные издержки  России на обеднение дополнительного ВОУ варьируются от 1 до 3 миллионов долларов на тонну обедненного ВОУ, в зависимости от особенностей процесса.

При данном подходе ВОУ в виде частей металлического оружия на первоначальном этапе должен быть нарезан на металлическую стружку; раскален в печи для переплавки металлической стружки в окись урана; растворен в кислоте для выделения урана; превращен в гексафторид урана; перевезен; смешан путем соединения одной трубы, содержащей на 90% обогащенный газ гексафторида ВОУ, с другой трубой, содержащей на 1,5% обогащенный НОУ. В результате получается 4,4-процентный НОУ. Если НОУ не будет продан в течение продолжительного периода времени, его необходимо поместить на хранение. Все эти операции стоят денег. Однако самая дорогостоящая часть - это производство НОУ для последующего обеднения ВОУ, отчасти потому что он может быть продан за границу для коммерческого процесса обогащения (ограничения сводятся только к торговым барьерам для российского урана и материалов для обогащения на большинстве основных ядерных рынков). Это является одним из преимуществ ускоренного процесса обеднения урана, при котором материалы изначально обедняются до 19 процентов, требуется гораздо меньше вещества для обеднения и меньше денежных средств. Вопрос наличия у России достаточного количества материала для обеднения не будет представлять серьезной проблемы.

Во сколько российскому правительству обойдется обеднение бомбового урана, наверное, никогда не будет известно точно. (Действительно, принимая во внимание особенности советской бухгалтерской системы, которая все еще используется на российском ядерном комплексе, можно быть уверенным, что само правительство России не знает точную сумму). В конечном итоге, размер выплаченной суммы будет вопросом переговоров, т.е. она будет равна не столько реальной стоимости, сколько сумме, достаточно стимулирующей  российское правительство проводить обеднение урана.

Иными словами, возможно уничтожение достаточного количества материалов для ядерного оружия на сумму в несколько сотен миллионов долларов. Обеднение дополнительных 30 тонн в год российского ВОУ может стоить от 30 до 90 миллионов долларов в год, вероятно, ближе к нижнему порогу суммы, если будет использоваться необогащенный материал для обеднения. Это составляет приблизительно 20-60 тысяч долларов на уничтожение количества ВОУ, из которого можно сделать бомбу (при 20 кг ВОУ на бомбу).

Дальнейшие действия

Администрации Буша и Конгрессу следует немедленно приступить к работе над договором по обеднению ВОУ, который будет в интересах и США, и России. Конгресс может сыграть ключевую роль, предоставив "первоначальные ассигнования", возможно, в размере 50 миллионов долларов для финансирования первого года проекта по ускоренному обеднению, в зависимости от заключения Администрацией Буша удовлетворительной сделки с Россией. Этой суммы должно быть достаточно для финансирования обеднения 20-30 тонн ВОУ в течение первого года.

Имея в распоряжении ассигнования, Администрация Буша сможет сделать России конкретное предложение по оплате ускоренного обеднения урана, тем самым значительно повышая возможность успеха на переговорах. Министерство атомной энергетики России выразило согласие участвовать в проведении тщательного технико-экономического обоснования для ускоренного обеднения урана при поддержке Инициативы по ядерной угрозе (Nuclear Threat Initiative), но вряд ли воспримет эту концепцию серьезно, если на стол не будут положены деньги правительства США для оплаты самого процесса обеднения. Так же как и ассигнование Конгрессом в 1999 году суммы в размере 200 миллионов долларов на переработку плутония помогло заключить договор между США и Россией в сентябре 2000 и убедило Россию, что США будут выделять деньги на переработку, так и сейчас предварительные ассигнования на переработку ВОУ могут привести к оформлению сделки между США и Россией по ускоренному обеднению урана.

Удвоение скорости переработки ВОУ в России означало бы, что к концу десятилетия будет уничтожено свыше 200 тонн ВОУ дополнительно, что является достаточным количеством для изготовления более 10000 единиц ядерного оружия. Это оставило бы наследие системы национальной безопасности после этого президента и Конгресса на долгие годы.

Перевод: The International Center




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»