12.06.2002

BBC News

Плавучая цель для террористов?

Когда британские суда, перевозящие в Японию ядерное топливо, впервые привлекли внимание общественности, высказывались опасения, что они могут затонуть либо - в худшем случае - встретиться с пиратами. А затем появилась "Аль-Каида"...

В 1999 году теплоходы "Тихоокеанский шилохвост" и "Тихоокеанский чирок" отправились в Японию с грузом смешанного оксидного топлива (так называемого МОКС-топлива - от английской аббревиатуры MOX: mixed oxide), руководство Британской корпорации по производству ядерного топлива (BNFL) больше всего боялось встречи с флотилией воинствующих зеленых, выступающих за безъядерные моря.

Когда же неиспользованное МОКС-топливо поплыло обратно в Великобританию (Японские власти не приняли их, заявив, что документы были фальсифицированы), за движением судов, вероятно, наблюдали уже куда более зловещие глаза.

Путь "Шилохвоста" и "Чирка" длиной в 15 тысяч миль мог пролегать по одному из трех маршрутов:

  • Панамский канал и Карибское море;
  • Южная часть Тихого океана и Мыс Доброй надежды;
  • Мыс Горн

В том же году во влиятельном британском политологическом издании "Джейнс форейн рипорт" появилась статья, ставившая под вопрос безопасность груза. Но впоследствии скептики вынудили авторов признать: "Вряд ли всерьез можно допускать возможность захвата судов каким-нибудь международным криминальным боссом а-ля Голдфингер, который потребует в качестве выкупа весь мир".

Но в новом асимметричном мировом порядке, родившемся 11 сентября 2001 года, обеспокоенность транспортировкой ядерных материалов коммерческими судами уже не выглядит истеричной. Особенно для тех стран, которые находятся на пути следования судов.

МОКС - это продукт, появляющийся при использовании в ядерных реакторах топлива из обогащенного урана. В результате реакции образуются плутоний, радиоактивные отходы и обедненный уран. При добавлении к обедненному урану делящегося плутония-239 и получается МОКС - топливо, которое можно использовать в реакторах современных атомных электростанций.

Легкая добыча?

Экономическая составляющая этого процесса (в которую Британия вкладывает огромные средства) вызывает яростные споры и сама по себе, но появление на арене таких террористических группировок, как "Аль-Каида", привело к переводу вопроса о безопасности перевозки МОКС в число приоритетных.

Построенные по спецзаказу суда - самые тяжело вооруженные коммерческие плавсредства, используемые со времен Второй мировой войны.

На "Тихоокеанском шилохвосте", и "Тихоокеанском чирке" установлено по три 30-миллиметровых орудия, способных вести огонь по атакующим катерам и самолетам. Их экипажи усилены вооруженными офицерами подразделения британской полиции, охраняющего ядерные объекты.

Если же они не сумеют остановить нападающих, то пиратам придется иметь дело с усиленными запорами стальных судовых люков 35-сантиметрой толщины. Кроме того, выгружать груз придется без палубных кранов, которые демонтируются перед выходом транспорта из порта.

И хотя подобное безрассудное нападение - даже на фоне событий 11 сентября - может показаться невозможной, все же "Джейнс форейн рипорт" приходит к выводу, что даже со своими 30-миллимитровыми пушками сухогрузы "могут отразить атаку, осуществляемую с применением лишь легкого вооружения".

Сопровождение

Перевозившееся в 1992 году из Европы в Японию ядерное топливо сопровождал большой и тяжеловооруженный японский патрульный катер с двумя вертолетами на палубе. Но даже тогда скептики говорили, что нужно было отправить в качестве эскорта фрегат.

"Аль-Каида" считается ответственной за хладнокровный взрыв камикадзе, из-за которого в борту стоявшего в Йемене американского эсминца "Коул" образовалась огромная пробоина и погибли 17 военных моряков. А марокканские власти говорят, что раскрыли аналогичный заговор, который "Аль-Каида" планировала осуществить в Гибралтарском проливе.

В свете растущей обеспокоенности представитель BNFL заявил Би-би-си, что корпорация "пересматривает организацию безопасности и вносит соответствующие корректировки".

Но если террористы все же решатся на захват груза МОКС, что они получат?

В документе Оксфордской исследовательской группы говорится, что "недоучка-второкурсник" может выделить из МОКС достаточно плутония для производства примитивной ядерной бомбы. Эдвин Лайман из вашингтонского Института ядерного контроля, с ним согласен

"Грязная бомба"

"Это может быть, к примеру, устройство для распространения радиации, так называемая "грязная бомбая", - заявил Лайман в интервью Би-би-си.

В мае этого года американские власти арестовали гражданина США Абдуллу аль-Муджахира, которого подозревают в подготовке ко взрыву "грязной бомбы" - устройства, напичканного радиоактивными материалами.

По словам Лаймана, террористам даже не понадобится извлекать МОКС из жестких цистерн, в которых оно хранится. "Есть боеприпасы - специальная взрывчатка, - которые пробивают эти цистерны, - говорит он. - В результате потерявший герметичность контейнер станет источником высокой радиации".

Лайман добавляет, что даже сильный огонь, разведенный в непосредственной близости от цистерн, приведет к окислению гранул ядерного топлива, и в результате получится легко разбрасываемый радиоактивный порошок.

Так насколько велика вероятность того, что "Аль-Каида", попробует заполучить в свое распоряжение ядерные материалы?

"Транспортировка - это самое слабое звено, - говорит Лайман. - Я определенно думаю, что сейчас, с учетом сегодняшней ситуации, перевозка МОКС безответственна".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»