24.05.2002

International Center, "Nuclear

Текущая информация о деятельности Конгресса, касающейся российско-американского сотрудничества в программах по нераспространению ядерного оружия

Подготовлено: Биллом Хоеном, Директором вашингтонского отделения Российско-американского ядерного Совета (RANSAC).

Одобрение оборонных расходов

Палата представителей Конгресса США:

Комитет по вооружённым силам Палаты Представителей (HASC) сделал 1 мая добавления к проекту закона об оборонных расходах на 2002 финансовый год (H.R. 4546). Нижняя палата Конгресса одобрила этот законопроект, с некоторыми поправками, утром 10 мая.

Главные темы:

Программы Департамента энергетики

Полный бюджетный запрос Департамента энергетики на Оборонную программу по нераспространению ядерного оружия был урезан до 39 миллионов долларов.

В общем, Комитет выразил озабоченность большими не использованными балансовыми средствами в некоторых программах и сомнение в том, что чрезмерное финансирование может быть эффективно использовано в этих программах. Сокращение финансирования было сделано в следующих областях:

  • "Ликвидация российского плутония": минус 10 миллионов долларов (с 98 до 88). Компенсация на ликвидацию расщепляющихся ядерных материалов США: 4 миллиона долларов (с 194 до 198). Это увеличение направлено на разработку альтернативных технологий по ликвидации и переработке топлива, с особенным упором на исследования переработки топлива с использованием тория.
  • "Ликвидация производства российского плутония: минус 30 миллионов долларов" (с 49,3 до 19,3).
  • "Международная ядерная безопасность: минус 3 миллиона долларов" (с 14,6 до 11,6)

Хотя задача программы не ставится Комитетом под сомнение, решение сократить финансирование на программу по ликвидации производства российского плутония было принято из-за наличия больших неиспользованных балансовых средств и из-за отсутствия подробного плана осуществления программы и формальных соглашений с Россией по совместному финансированию и закрытию реакторов. Законопроект также дал юридические основания для переподчинения этой программы из Министерства обороны в Департамент энергетики.

8 мая две поправки, направленные на восстановление некоторых финансовых сокращений, были отвергнуты во время формулирования резолюции Конгресса для общего рассмотрения. Две отвергнутые поправки включали:

Поправка, предложенная республиканцем Эдвардсом, для восстановления 30 миллионов долларов на ликвидацию производства российского плутония, в качестве компенсации Эдвардс предлагал сократить финансирование Программы противоракетной обороны. Поправка, предложенная республиканцем Спраттом, для восстановления 10 миллионов долларов на ликвидацию российского плутония.

Программы по совместному сокращению угрозы (CTR , Пентагон)

Финансирование на эти программы было полностью одобрено в сумме 416,7 миллионов долларов. Однако, одобрено только 50 из запрошенных 133,6 миллионов долларов на завод по утилизации вооружений (CW) с остатком в 83,6 миллионов долларов, которые переводятся на ликвидацию российских стратегических наступательных вооружений, ликвидацию стратегических ядерных вооружений на Украине и на обеспечение безопасности при хранении и перевозке российских боеголовок.

Другие постановления, затрагивающие Программы по совместному сокращению угрозы:

Постановление, выражающее мнение Конгресса о том, что передача Россией Ирану ядерных устройств, технологий и практических знаний представляет явную угрозу национальной безопасности США. Закон предписывает президенту США до 2009 года ежегодно докладывать Конгрессу о действиях России в области ядерного распространения.

Этот доклад, подготавливаемый оценочным управлением министерства обороны (DOD Office of Net Assessment), должен представлять подробные сведения о передаче Россией ядерных (WMD) и материалов двойного назначения в Иран и другие страны, а также о том, как эти передачи могут повлиять на возможности принимающих их стран, на интересы национальной безопасности США и их союзников. Также должно быть описано, какую стратегию президент США будет использовать для прекращения распространения ядерных материалов Россией и когда ожидается реальное сдерживание этого процесса в России.

Первоначальные предложения рекомендовали, чтобы 50 процентов финансирования Программ по совместному сокращению угрозы должно быть зарезервировано до тех пор, когда президент США доложит Конгрессу о том, что Россия сделала реальные шаги для остановки распространения ядерных материалов в страны, поддерживающие терроризм.

Постановление, предоставляющее право президенту США в период до 2005 года отменить проверочные требования по контролю за разоружением по закону Нанна-Лугара для того, чтобы Россия продолжала получать помощь по Программам по совместному сокращению угрозы и согласно пятому разделу Закона о поддержке свободы (включая научные центры, BW помощь в контроле за экспортом). Если право отмены будет использовано, то через 30 дней Президент Буш должен представить в Конгресс доклад, в котором будет объясняться, что Россия не выполняет соглашения о контроле над вооружениями, доказательства несоответствия, обоснование использования права отмены для интересов национальной безопасности США, президентская стратегия как способствовать , чтобы Россия отвечала соответствующим соглашениям.

Так как Программы по совместному сокращению угрозы первоначально рассматривались как экстренные кратковременные меры в ожидании возможных действий Сената (законопроект, предложенный сенатором Лугаром 18 марта, упоминается ниже), то по закону HASC запрещается использование любых средств, выделенных на Программы по совместному сокращению угрозы на проекты по сокращению угрозы в странах за пределами бывшего СССР.

Закон запрещает направлять и тратить средства из бюджета на 2003 финансовый год до истечения 30 дней после предоставления доклада в Конгресс. Закон также добавляет новые требования к докладу, который включать объяснения, каким образом средства, полученные в государствах по Программам по совместному сокращению угрозы, используются, контролируются и учитываются. Другое требование заключается в том, чтобы 50 процентов средств на оборонные и военные контракты по Программам по совместному сокращению угрозы были бы зарезервированы до тех пор, пока не появится доклад -отчет о деятельности по проекту за 2001 и 2002 финансовые годы.

Проект по предотвращению распространения биологического оружия.

Комитет Конгресса выразил озабоченность по нескольким направлениям в этой области, включая недостаточную прозрачность в российских учреждениях по биологическому оружию, а также риск того, что исследования по защите от биологического оружия могут быть использованы для разработок наступательного оружия; возможность затягивания проекта из-за российской экспертизы, риск использования результатов, полученных в ходе проекта - на другие цели, и недостаточная разработка стратегии выхода из проекта.

Проект по уничтожению химического оружия.

Комитет Конгресса отказался поддержать полный бюджетный запрос в этой области, так как выясняется, что Россия не придерживается своих обязательств по конвенции о химическом оружии (CWC). Комитет дал низкую оценку исполнению Россией своих обязательств и отметил, что Россия могла бы иметь необходимые ресурсы для выполнения конвенции, если бы она остановила или отменила другие свои программы, например, модернизации вооружений. Комитет отметил, что Россия так и не выполнила все требования по использованию выделенных на этот проект денежных средств за прошлый год, особенно требования о предоставлении полного отчёта о запасах химического оружия.

Проект по хранению расщепляющихся ядерных материалов на заводе "Маяк".

Комитет Конгресса поддержал решение администрации президента США о ненужности поиска средств на строительство второго крыла на этом заводе и продлении запрета на использование для этой цели наличных средств из Программ по совместному сокращению угрозы. В своём докладе Комитет отметил постоянное несогласие России на меры по обеспечению прозрачности для проверки происхождения оружейных материалов, которые будут храниться на этом заводе.

Проект по обеспечению безопасности хранения российского ядерного оружия.

В своём докладе комитет напомнил о необходимости для министра обороны добиваться соглашения с Россией, которое разрешит допуск к тем местам хранения боеголовок, на которые распространяется проект по совместному сокращению угрозы.

Другие интересные документы по теме:

Поправка в двух частях, предложенная членом Палаты представителей Куртом Уэлдоном (республиканец от Пенсильвании) и одобренная при голосовании на общем рассмотрении Палаты закона об оборонных расходах. Первая часть этой поправки подчеркивает необходимость большей степени сотрудничества и прозрачности в ядерной области между США и Россией. Вторая часть разрешает Департаменту энергетики производить разработки концепции и исследования по ядерным зарядам малой мощности (менее пяти килотонн), но запрещает разработки концепции и исследования, которые могут привести к производству новых ядерных вооружений малой мощности.

Первоначально вторая часть определяла условия, на которых существующие запреты на разработку США новых ядерных вооружений малой мощности могут быть отменены. Она также отменяла существующие постановления по законодательным запретам на испытания ядерных вооружений малой мощности. Комитету Конгресса по регламенту не удалось убрать поправку Уэлдона, но её вторая часть была изменена сразу после внесения полного текста на общее рассмотрение Палаты ещё до начала дебатов.

Первая часть поправки состоит из трёх главных частей, кратко выраженных в следующем:

Положение о проведении США политики по достижению большей степени сотрудничества, доверия и прозрачности между США и Россией в области политики по ядерному оружию, структуре сил, сохранности, испытаниях и предотвращению распространения, в инфраструктуре ядерных вооружений, его производстве, разборке, а также для усиления взаимной безопасности, стабильности и доверия.

Мнение Конгресса о том, что президент США должен продолжать сотрудничество с Россией для достижения следующих восьми целей:

(1) соглашение о совместном выводе и разборке не стратегических ядерных вооружений и положение о помощи со стороны США для учёта и обеспечения безопасности тактического ядерного оружия в России.

(2) совместная программа обмена визитами учёных- ядерщиков США и России на ядерный полигон в Неваде и российский полигон на Новой Земле.

(3) совместная программа обмена визитами в ядерные лаборатории США и России для дискуссий по ядерным материалам, оружию, а также об обеспечении безопасности инфраструктуры.

(4) программа по организации совместных поездок и конференций по ракетной обороне (обороне от баллистических ракет).

(5) совместная комиссия по нераспространению оружия массового поражения для выявления способов удержать опасные страны от приобретения такого оружия и соответствующих технологий, баллистических ракет и передовых обычных вооружений.

(6) совместная программа для разработки передовых методов ликвидации излишних оружейных ядерных материалов.

(7) совместные усилия по обеспечению охраны, очистке и ликвидации использованного ядерного топлива и других ядерных отходов.

(8) совместная программа для дальнейшей разработки передовых методов и способов учёта и контроля ядерных боеголовок и материалов.

Доклад президента США должен быть представлен к 1 марта 2003 года. Там должно быть описано, какие меры были предприняты для достижения вышеуказанных целей и какова была реакция России, а также свидетельства приверженности России к большему сотрудничеству и прозрачности в отношениях с США.

Обсуждение оборонного бюджета в Сенате США

Обсуждение оборонного бюджета завершились в Комитете Сената по вооружениям 10 мая. Слушания по законопроекту запланированы на период после 20 мая.

Программы Департамента энергетики

Все совместные с Россией программы Министерства энергетики по нераспространению ядерного оружия были одобрены на запрошенном уровне финансирования.

Законопроект Комитета Сената по вооружениям придал юридическую силу переводу программы по остановке производства плутония в России от Министерства обороны Министерству энергетики. Однако был установлен лимит, запрещающий Министерству энергетики расходовать более 100 миллионов долларов на данный проект. Сенат настаивает на продлении Россией срока для остановки реакторов после того, как будет обеспечено снабжение, альтернативное переработанному ядерному топливу.

Пентагон. Программы по совместному сокращению угрозы

Запрос на финансирование программ по совместному сокращению угрозы был одобрен в полном размере, включая $133.6 млн. на уничтожение российского химического оружия в Щучьем.

Кроме того, в отличие от законопроекта Комитета Палаты представителей по вооружениям (HASC),действие которого распространяется до 2005 года, законопроект Сената предоставляет Президенту постоянное право отклонять ежегодные требования для получения некоторыми государствами финансирования в рамках Программ по совместному сокращению угрозы и Акта в поддержку свободы.

Другие законодательные инициативы.

Сокращение долга Российской Федерации согласно Акту по нераспространению ядерного оружия от 2002 (Палата представителей 3836).

Внесен 4 марта 2002 членами Палаты представителей Таушер (демократом от штата Калифорния), МакХью (республиканцем от штата Нью-Йорк), и Шиффом (демократом от штата Калифорния). Направлен в Комитет по международным отношениям Палаты представителей.

Законопроект предоставляет президенту право сокращать советский долг России перед Соединенными Штатами при наличии соглашения об использовании значительной части этих средств на программы и проекты по нераспространению ядерного оружия. Данный законопроект запрещает реализацию программы, пока президент не удостоверится, что Россия предотвращает попадание материалов, технологий и ноу-хау государствам, считающимся спонсорами международного терроризма.

Наконец, законопроект дает президенту США право инициировать переговоры с Парижским Клубом кредиторов на предмет сокращения долга России перед Клубом в обмен на проведение программ по нераспространению ядерного оружия.

Законопроект об использовании средств Программы по Совместному сокращению угрозы для проектов, касающихся угрозы распространения, за пределами стран бывшего Советского Союза (Сенат 2026).

Внесен сенатором Лугаром 18 марта 2002.
Направлен в Комитет Сената по вооружениям.

Программа по совместному сокращению угрозы в настоящее время ограничивается странами бывшего Советского Союза. Согласно данному законопроекту будет использовано до 50 млн. долларов свободных средств из фонда Программы по совместному сокращению угрозы на проекты в других странах помимо бывшего Советского Союза, если министр обороны решит, что это поможет Соединенным Штатам снизить угрозу распространения ядерного оружия. (Этот законопроект был принят Комитетом Сената по вооружениям как санкционирующий закон)

Дополнительные ассигнования на 2002 финансовый год, рассмотренные Конгрессом США.

21 марта 2002 года президент Буш внес в Конгресс запрос на 27,1 млрд. долларов на дополнительные ассигнования на 2002 финансовый год для войны против терроризма и повышения безопасности в стране. Данное предложение также содержало просьбу внести поправки в существующий закон и дать президенту право отклонять требования, которые предъявляются странам, получающим содействие в соответствии с Программами по совместному сокращению угрозы и Частью V Акта в поддержку свободы. Неясно, будет ли предоставлено такое право, принимая во внимание действия Комитета по вооружениям Палаты представителей по данному вопросу. Комитет по ассигнованиям Палаты представителей составляет бюджет для закона. Обсуждение продолжалось целый день во вторник, 14 мая.

Акт по сокращению ядерной угрозы от 2002 года (Палата представителей 4624). Внесен 30 апреля 2002 членами палаты представителей Таушер (демократом от штата Калифорния) и Спраттом (демократом от штата Южная Каролина). Направлен в Комитет Сената по вооружениям.

Законопроект состоит из пяти основных компонентов:

(1) Поправка к существующему закону, предоставляющая Президенту постоянное право отклонять требования, предъявляемые странам, которые получают содействие по программе Совместное сокращение угрозы и по Части V Акта в поддержку свободы. (Комитет Палаты представителей по вооружениям предоставляет Президенту это право до 2005 года, в то время как законопроект Сената предоставляет постоянное право отклонения требований на ежегодной основе).

(2) Положение об оказании содействия России со стороны Соединенных Штатов в составлении полного списка ядерного вооружения и ядерных материалов и о периодическом обмене информацией о запасах ядерных материалов и боеголовок между США и Россией.

(3) Составление ежегодного отчета для Конгресса о количестве и состоянии американских ядерных боеголовок, включая данные о боеголовках, находящихся в режиме оперативной боеготовности, в резерве и о боеголовках, подлежащих демонтажу. По данному законопроекту также требуется составление отчета о способах сокращения боеголовок в состоянии операционной боеготовности до 1700-2200 до начала 2012 финансового года. (Модифицированная версия этого предложения была одобрена голосованием 9 мая в качестве поправки к основному закону Палаты представителей. Одобренная поправка включает последнюю часть предложения и отчет о способах сокращения боеголовок до 1700-2200, но не включает требования ежегодного отчета о количестве и состоянии боеголовок США).

(4) Положение о сохранении моратория на подземные ядерные испытания до 2003 финансового года, требующего уведомления Президента и сообщения о предстоящих испытаниях за двенадцать месяцев до испытаний. По данному законопроекту от Президента также требуется сообщать Конгрессу о возможности, технических сложностях, расходах и сокращении задержек при проведении подземных ядерных испытаний до 24-36 месяцев

(5) Одобрение увеличения финансирования международных программ по нераспространению, включая 600 млн. долларов на Программы по совместному сокращению угрозы (180 млн. предназначено для объекта по уничтожению химического оружия в Щучьем),

  • 340 млн. долларов на научно-исследовательскую программу Министерства энергетики по нераспространению ядерного оружия,
  • 295 млн. для Министерства энергетики на международные программы по захоронению ядерных материалов,
  • 60 млн. долларов на Российские переходные инициативы (Russian Transition Initiatives),
  • 25 млн. долларов на международную ядерную безопасность, и 300 млн. долларов на программы Государственного департамента.

Повышение безопасности ядерных материалов и ядерных объектов по всему миру.

(Сенат 2470). Внесено сенатором Джин Карнахан 7 мая 2002. Направлено в Комитет по вооружениям.

Законопроект состоит из четырех основных компонентов:

Убежденность Конгресса в необходимости создать всестороннюю программу действий совместно с Россией и другими странами Большой восьмерки для принятия IAEA или равнозначных стандартов по безопасности плутония и прочих ядерных запасов странами, обладающими ядерными материалами. Программа должна включать содействие странам в соответствии этим стандартам, помощь в переоборудовании исследовательских и испытательных реакторов, покупке избытков запасов ядерных материалов и в усовершенствовании систем безопасности на ядерных объектах.

В рамках программы Министерства энергетики провести исследование и составить отчет для Конгресса о возможности и желательности разработки программы по обеспечению безопасности радиоактивных материалов за пределами США. Исследование должно содержать информацию о примерной стоимости и видах материалов по всему миру, количестве и расположении объектов, а также подробное описание мер по повышению безопасности этих объектов.

Министерству энергетики совместно с IAEA и Комиссией по ядерному регулированию США провести исследование о мерах по сокращению риска террористических актов на иностранных атомных электростанциях.

Конгресс убежден, что Президент должен предложить поправку к Положению о Физической защите ядерных материалов, чтобы эта поправка применялась относительно при транспортировке ядерных материалов как внутри страны, так и при международных перевозках, для следования основным правилам физической защиты этих материалов и принятия мер для избежания диверсий, связанных с ядерными материалами (Законопроект Карнахан был принят в версии санкционирующего акта Комитета Сената по вооружениям).




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»