15.05.2002

Стефэн Геджес

Nuclear Watch

Расследование американо-российских энергетических связей

Департамент Энергетики США совместно с Конгрессом проводит специальное расследование. В центре скандала бывший глава Минатома Роиссии Адамов и его бизнес-партнер в США

Департамент энергетики США в настоящее время расследует отношения между основным американским поставщиком ядерного топлива, компанией USEC и одной консультационной фирмой из Питсбурга, основанной высокопоставленным чиновником российской ядерной отрасли. По соглашению с США, Россия поставляет большую часть урана, приобретаемого Обогатительной компанией США (USEC) в городе Бесезда, штат Мэриленд. Это уран, который Россия извлекает из утилизированного ядерного оружия, перерабатывает в топливо для атомных станций и продает в США. 70 процентов американских атомных станций работают на переработанном русском уране.

В недавно опубликованных статьях в газетах "Трибьюн" и "Лос-Анджелес Таймс" сообщалось, что Обогатительная компания США (USEC), которая является агентом правительства США по закупке российского урана, заключила с неким консультантом по ядерным материалам из Питсбурга контракт на 90 тысяч долларов, сроком действия с января 2000 по март 2001 года. Консультантом оказался Марк Каушанский, бизнес - партнером Евгения Адамова, министра по атомной энергетике России с 1998 по 2001 год. Они образовали консультационную фирму "Омега Лимитед" в 1994 году, но Адамов заявил, что вышел из дела перед назначением на министерский пост. Жена Адамова, Ольга, была московским управляющим этой фирмы. В то время, когда Каушанский, эмигрировавший из России в США в 1979 году, был консультантом для Обогатительной компании США (USEC), эта компания пыталась убедить Адамова снизить контрактную цену на российский уран. В начале 2000 года, условия контракта предусматривали, что USEC платила России за уран выше мировых рыночных цен, но в мае 2000 года компания объявила, что Россия согласна на новый договор по ценам, но этот контракт так и не был ратифицирован правительствами США и России.

Сенаторы слушают дело

Во время слушаний в Сенате США, министр энергетики США Спенсер Абрахам сказал, что его департамент расследует связь между работой Каушанского на USEC и ценовую политику на российский уран. Эти результаты могут повлиять на статус USEC как правительственного агента США в покупке российского урана. "В последнее время распространялись утверждения, которые ставили под вопрос деятельность Обогатительной компании (USEC) как правительственного агента США за последние несколько лет", - сказал Абрахам сенатскому комитету по вооружённым силам, - "В настоящее время наши переговоры (с Россией) продолжаются, и ещё до их окончания мы должны разрешить наши сомнения, возникшие как следствие распространившихся утверждений".

Закон США о противодействии коррупции запрещает американским компаниям давать взятки иностранным представителям за предоставление более благоприятных условий при заключении коммерческих сделок. Представитель Абрахама, однако, отказался назвать, какие меры собирается предпринять Департамент энергетики США для проверки контракта USEC с Каушанским.

Представитель USEC Чарльз Юлиш в свою очередь заявил: "Если бы к нам возникли какие-либо вопросы, мы бы несомненно сотрудничали со следователями. Мы готовы предоставить фактический материал". Он также рассказал газете "Трибьюн" на прошлой неделе, что их контракт с Каушанским, ядерным инженером, был законным и что при этом имелся в виду проект, не связанный с урановой сделкой с Россией. В предыдущем интервью Юлиш говорил, что "мы высоко ценим услуги Каушанского, у него имеются уникальные знания, а его репутация - крепкая". Юлиш, однако, отказался описать, в какие именно проекты вовлечён Каушанский. Он также сказал, что контракт запрещает Каушанскому давать взятки иностранным представителям, а во время заключения контракта компания не знала о том, что Каушанский был деловым партнёром Адамова.

Критики говорят: "Это нонсенс"

Критики Обогатительной компании США (USEC) говорят, что отношения Каушанского с Адамовым были хорошо известны в американских правительственных и энергетических кругах. Один адвокат, представляющий энергетические компании США, но пожелавший не называть публично свое имя, заметил, что "Адамов и Каушанский сами говорили, что любой, кто хочет заключать сделки с Адамовым, должен обращаться к Каушанскому". Адвокат утверждает, что "советовал своим клиентам не связываться с этим, но в тех местах, которые посещал Адамов, почти всегда присутствовал Каушанский".

Представители правительства США также отмечают, что Каушанский сопровождал

Адамова на правительственных встречах, хотя у него не было официальной министерской должности. Бывший заместитель министра энергетики США Эрнест Мониц свидетельствовал, что "Марк Каушанский присутствовал по крайней мере на двух правительственных встречах Адамова в США и представлялся консультантом, и Адамов иногда просил его переводить, хотя английский Адамова был достаточно хорош".

До 1998 года Обогатительной компании США (USEC) была подразделением Департамента энергетики США и была ответственна за управление национальными запасами урана. В том же году администрация Клинтона решила сделать Обогатительную компанию США (USEC) общественным рыночным предприятием.

Портфель заказов USEC включал программу "мегатонны на мегаватты", начатую правительствами США и России в 1993 году. По этой программе США согласились заплатить России 12 миллиардов долларов в течение 20 лет за импорт 500 тонн урана.

Почему США заинтересованы в сделке.

С точки зрения США, программа способствует ликвидации ядерных вооружений советского времени и сокращает готовые запасы урана в России. Для России урановая сделка даёт столь необходимую валюту.

USEC доставляет уран в США, а затем его продаёт энергетическим компаниям для использования на атомных станциях. Закупленный российский уран составляет до 52 процентов всего запаса урана USEC и эта цифра возрастёт до 60 процентов в этом году.

Семилетний первоначальный контракт USEC с Россией заканчивается в октябре. Всё время действия контракта компания и Россия пытались прийти к новому соглашению. 26 февраля компания объявила, что соглашение достигнуто, но отказалась открыть его условия. Правительства обеих стран должны ратифицировать это соглашение.

Конкуренты также желают получить контракты

Пока USEC ведет переговоры, её конкуренты жалуются на российскую урановую монополию и требуют от администрации Буша открыть возможности торговли ураном для других компаний. Они утверждают, что исключительное положение USEC удушает конкуренцию, ограничивает поставки урана и компрометирует национальную безопасность США. Джим Малоне, вице-президент корпорации "Экселон" из Чикаго, занимающейся ядерным топливом, сказал, что "USEC в торговле материалами, извлечёнными из разобранного в России ядерного оружия не удовлетворяет ничьим интересам, кроме самой USEC. По существующим условиям контракта, USEC заставляет россиян доплачивать за деятельность самой компании".

Представитель USEC, Юлиш, так объясняет претензии конкурентов: "Они просто хотят получить свою долю сделки. Многие пытаются помешать нашим переговорам и заставить правительство назначить еще одного участника сделки. За этим стоят деньги".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»