01.05.2002

Washington ProFile

Российские стратегические бомбардировщики летают на честном слове

Стратегическая бомбардировочная авиация еще недавно считалась символом военной мощи России. Однако недостаток средств делает ее будущее неопределённым.

По мнению военного аналитика Томаса Витингтона\Thomas Whitington, стратегические бомбардировочные части - реликт советской эпохи, остаются "краеугольным камнем" современной российской армии. Однако хроническая недостача ресурсов, используемых для модернизации самолетов и оборудования, проведения тренировочных полетов и подготовки пилотов, привели гордость российской армии в состояние кризиса. Бедственное положение стратегической авиации России - прямое следствие многолетнего недофинансирования и постоянных сокращений персонала.

Россия и в будущем собирается делать ставку на стратегическую авиацию. В 1993 году Совет Безопасности России одобрил военную доктрину, подтвердившую важность стратегической авиации. В 1999 году Россия опубликовала новую доктрину национальной безопасности, в которой политика ядерного сдерживания, основанная, в том числе, и на ядерных боезарядах, доставляемых к цели стратегической авиацией, рассматривалось, как важнейшая составляющая национальной безопасности.

В настоящий момент стратегическая авиация России насчитывает 208 самолетов, включая заправщики и тренировочные машины. Однако стратегическая авиация находится в тяжелом состоянии. Начиная с 1992 года она потеряла 22 тыс. специалистов, уволенных в запас. До недавнего времени стратегическая авиация получала лишь 6% средств, необходимых для поддержания ее боеготовности. Полетная практика экипажей не превышала 20-21 часа в год, что ничтожно мало по сравнению с 25 часами в месяц у летчиков, служащих в аналогичных частях американских вооруженных сил. Российская авиация получала не более 40% средств, необходимых для ее поддержания в дееспособном состоянии. В 2001 году из 13 млрд. рублей, запрошенных на ремонтные работы, было получено лишь 2 млрд.

Эти меры экономии сокращали жизнь стратегической авиации. По данным профессионального авиационного журнала Flight International, экипажи, летающие на стратегических бомбардировщиках Ту-160, страдают от недостатка экипировки и кислородных масок. Состояние многих самолетов характеризуется, как "доисторическое". Несмотря на то, что существуют программы производства новых самолетов и модернизации старых, будущее стратегической авиации неопределено.

Россия и США - единственные страны мира, которые обладают стратегическими бомбардировщиками. Стратегическая бомбардировочная авиация крайне важна для престижа России. По мнению Андрю Брукса\Andrew Brooks, аналитика Международного Института Стратегических Исследований\International Institute Strategic Studies, "Это один из немногих символов российской военной мощи".

"Российская авиации, возможно, более нуждается в тактических штурмовиках, чем в стратегических бомбардировщиках - это наглядно продемонстрировали военные действия в Чечне. Поэтому будущее стратегической авиации России зависит от ответа на вопрос: что выберет российская армия - престиж или эффективность", - резюмирует Flight International.

Факт Дня

Президент Джордж Буш планирует в 2003 году направить на военные расходы почти $400 млрд. Из них $387.5 млрд. получит непосредственно Пентагон, $15.4 млрд. будут израсходованы на военные ядерные программы, $3.8 млрд. на военную помощь иностранным государствам и $1.4 млрд. - на оборонные программы невоенных ведомств. Для сравнения: на гуманитарную помощь иностранным государствам США выделят лишь $7.6 млрд. После США, крупнейший военный бюджет в мире у России ($60 млрд.). На третьем месте - Китай ($42 млрд.), на четвертом - Япония ($40 млрд.), на пятом - Великобритания ($34 млрд.), на шестом - Саудовская Аравия ($27 млрд.).




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»