12.04.2001

Советская Россия

Как развяжется "ядерный узелок" в повестке дня Госдумы?

Двенадцать прямых вопросов

Внесение поправок в природоохранительный закон, принятый Думой осенью прошлого года, разумеется, волнует всех - ведь эти поправки должны запретить или разрешить нашей стране заниматься ввозом, хранением и переработкой облученного ядерного топлива из других стран. И у депутатов, и у каждого из нас есть сомнения, опасения, надежды, есть аргументы за и против, что вполне понятно, когда речь идет о такой сложной материи, как ядерное вещество. На бытовом уровне у кого-то это вызывает опасения, другие, напротив, готовы принять поправки безоговорочно, но ведь не всегда бытовой уровень мышления отражает истину.

Академик М.В.Данилов, директор Государственного научного центра "ИТЭФ", суммировал наиболее актуальные вопросы по этой проблеме и ответы на них. Возглавляемый им Институт термоэкспериментальной физики имеет более, чем полувековой опыт работы в данной отрасли организаций.

Почему подавляющее большинство депутатов Государственной думы поддержало законопроекты?

1. Принятие законопроектов:

- позволит решить ряд острых проблем, связанных с социальными и экологическими последствиями гонки вооружений, в том числе реабилитации территорий, загрязненных в результате оборонной деятельности;

- даст возможность развития реального сектора российской экономики,

- создаст базу для пополнения инвестиционной составляющей федерального бюджета.

2. Законопроекты поддержаны ведущими учеными Российской Академии наук, Российской Академии медицинских наук, профессиональными экологами.

3. В законопроектах заложен жесткий механизм контроля за реализацией проектов и за распределением полученных средств.

Какова опасность транспортировки и хранения ОТВС?

Транспортные операции с облученным ядерным топливом осуществляются в России уже в течение 30 лет. За это время не произошло ни одного инцидента, связанного с выбросом радиоактивности. Хранение ОТВС - также хорошо освоенная, безопасная технологическая операция, которую применяют все страны, развивающие атомную энергетику.

Насколько возрастет потенциальный риск для людей и природы при ввозе зарубежных ОТВС?

В целом он не только не возрастет, но и существенно уменьшится. Дело в том, что за счет получаемых средств будет решена конкретная экологическая проблема, представляющая уже сегодня значительно больший радиационный риск (снятые с эксплуатации АПЛ, Карачай, Теча и т.д.). В результате общий радиационный риск будет снижен. Это является непременным условием ввоза облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (ОТВС).

Ввоз любой партии ОТВС на хранение и (или) переработку может быть разрешен только в том случае, если будет обосновано, что в результате реализации этого проекта в Российской Федерации произойдет общее снижение радиационного риска и повышение экологической безопасности. Каждый проект должен будет пройти государственную экологическую экспертизу.

Готова ли Россия в настоящее время к ввозу ОТВС из-за рубежа?

Да, готова! В настоящее время Россия в соответствии с международными соглашениями ввозит ОТВС зарубежных АЭС, построенных по российским (советским) проектам. Создан парк специальных вагонов и контейнеров, соответствующий нормам безопасности перевозок МАГАТЭ. В случае изменения законодательства первые партии зарубежного ОТВС (до 2000 тонн) будут храниться в существующем "мокром" хранилище, а затем за счет части полученных средств в том же месте будет построено новое "сухое" хранилище, в котором будет размещаться остальная часть ввозимого ОТВС.

Кто и как будет определять порядок ввоза ОТВС и контролировать распределение полученных средств?

Порядок ввоза ОТВС будет определяться Правительством Российской Федерации на основании международных договоров, исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей природной среды и экономических интересов России. Все полученные средства будут поступать в Федеральный бюджет, все статьи расходов будут "прозрачными", приниматься депутатами Федерального Собрания и контролироваться Счетной палатой.

Облученное ядерное топливо - это радиоактивные отходы или нет?

Радиоактивные отходы - это радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусмотрено.

В соответствии с концепцией, принятой в России, облученное ядерное топливо подлежит переработке. При этом полезные продукты переработки используются как для изготовления свежего ядерного топлива (уран, плутоний), так и в различных отраслях промышленности и в медицине (изотопы), поэтому ОЯТ не являются радиоактивными отходами. Уран и плутоний, извлеченные из 100 грамм ОЯТ, примерно равны по энергетической ценности 2 тоннам нефти или 4-8 тоннам угля.

Будут ли ввозиться радиоактивные отходы?

Зарубежные радиоактивные отходы ввозиться не будут. Это гарантирует пункт 3 статьи 50 Закона "Об охране окружающей природной среды", запрещающий ввоз в Россию радиоактивных отходов и материалов, исключение делается только для ввоза ОТВС.

Какова опасность транспортировки и хранения ОТВС?

Транспортные операции с облученным ядерным топливом осуществляются в России уже в течение 30 лет. За это время не произошло ни одного инцидента, связанного с выбросом радиоактивности. Хранение ОТВС - также хорошо освоенная, безопасная технологическая операция, которую применяют все страны, развивающие атомную энергетику.

Как относятся профессиональные ученые и экологи к изменению законодательства?

Законопроекты были одобрены органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и поддержаны авторитетными учеными, в том числе и профессиональными экологами.

Имеются ли технические возможности и экономическая основа ввоза ОТВС?

Была проведена технико-экономическая оценка ввоза в Россию на хранение и переработку ОТВС зарубежных стран. Показана техническая готовность осуществления проектов. Предварительные технико-экономические и маркетинговые исследования показали возможность ввоза в Россию в течение 10-20 лет до 20 тысяч тонн ОТВС зарубежных АЭС с получением дохода в размере не менее 20 млрд. долларов США. Определен перечень объектов, которые необходимо построить или модернизировать. Оценены затраты на транспортировку, хранение, переработку топлива и утилизацию отходов; расчеты показали, что полученных средств будет достаточно для покрытия всех затрат, включая требуемые инвестиции, значительная часть средств (до 35 %) при этом может быть использована для решения экологических проблем.

Что планируется делать с зарубежным облученным ядерным топливом?

ОТВС в безопасных, соответствующих всем международным стандартам и правилам контейнерах будет транспортировано в Красноярский край на Горно-химический комбинат. Ввезенное ОТВС будет храниться в безопасных контролируемых хранилищах в течение 30 - 50 лет. После хранения, когда большее количество продуктов деления распадется естественным образом, часть топлива будет возвращена обратно, а часть будет регенерирована и использована в ядерном топливном цикле.

Если ОЯТ представляет такой ценнейший продукт, то почему же зарубежные страны не хотят использовать его сами, а отдают России, приплачивая при этом ни много, ни мало по 1000 долларов за килограмм?

ОЯТ представляет ценнейший продукт далеко не для всех стран, имеющих атомные электростанции (АЭС), а только для тех стран (включая Россию), которые наряду с АЭС имеют технологию, существующие и потенциальные мощности по переработке ОЯТ, и в которых национальная стратегия развития ядерной энергетики предусматривает замыкание топливного цикла АЭС. Как переработка ОЯТ, так и замыкание топливного цикла АЭС (проблемы в России во многом решенные) являются сложнейшими техническими задачами, требуют огромных вложений и являются непосильными для большинства малых и развивающихся стран, которые имеют АЭС, созданные с помощью развитых стран. Кроме этого, распространение переработки ОЯТ и замыкания топливного цикла на многие страны является нежелательным с точки зрения нераспространения ядерного оружия, поскольку эти технологии открывают потенциальный доступ к получению плутония.

Для стран, имеющих АЭС, но не имеющих переработки ОЯТ и замыкания топливного цикла, ОЯТ является в чистом виде РАО, с которыми необходимо что-то делать. Реализация безопасного захоронения РАО является вполне возможной, однако весьма дорогостоящей задачей. Для многих стран с достаточно малыми мощностями АЭС передача на окончательное хранение собственных ОЯТ в другие страны (с выплатой при этом 1000 долларов за 1 кг ОЯТ) является экономически более выгодной, чем создание собственных безопасных хранилищ ОЯТ-РАО.

Таким образом, ввоз в Россию ОЯТ (с получением Россией 1000 долларов за 1 кг ввезенного ОЯТ) из зарубежных стран, не имеющих переработки и замыкания топливного цикла, является экономически обоюдовыгодным.

При рассмотрении предлагаемого законопроекта господам депутатам следует учесть, что ввоз зарубежного ОЯТ является экономически выгодным не только для России, но и для многих других стран. Поэтому на рынке ввоза ОЯТ будет жесточайшая конкуренция. Принятие законопроекта отнюдь не означает, что немедленно выстроится очередь желающих сдать в Россию свои ОЯТ, а означает только, что Россия может начать переговоры о заключении таких контрактов. Промедление в принятии законопроекта может привести к тому, что конкуренты опередят Россию и она навсегда потеряет этот весьма выгодный для себя международный рынок.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»