25.07.2001

Геннадий Дичков

Российская газета

Будут ли работать "атомные" законы

Безработица в России - бич не только людей, но и законов. Сумеет ли избежать этой угрозы "атомный" проект? Одиннадцатого июля Президент подписал пакет "атомных" законов, которые позволяют России выйти на международный рынок по переработке ядерного топлива. Стратегическая цель - заработать в течение ближайших лет около 20 млрд. долларов и решить с помощью полученных средств многочисленные экономические и социальные проблемы, стоящие перед страной, в том числе экологические. Законопроекты, которые необходимы Минатому для реализации этих планов, тесно связаны друг с другом и по отдельности, в сущности, работать не могут.

Следует вспомнить, что еще в 1995 году Дума приняла закон "Об использовании ядерной энергии". Тогда же ОАО "ТВЭЛ", крупнейший отечественный производитель ядерного топлива, начало активную работу по расширению присутствия на ядерных рынках Западной Европы, а позже подписало контракты на поставку топлива с Китаем и Индией. Но необходимости четко прописывать в законе 1995 года нормы, регламентирующие участие России в международном рынке обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ), не было. Российская атомная промышленность могла перерабатывать ядерное топливо, которое в течение тридцати последних лет поступало и поступает только с АЭС нашей страны и стран, где действуют станции, построенные по нашим проектам. Другого и не требовалось. Никто тогда еще и не помышлял о том, что через шесть лет у России появится возможность занять новые позиции на мировом рынке услуг по обращению с ОЯТ. Сегодня ситуация изменилась коренным образом.

Поэтому первый закон новой программы "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" четко оговаривает предмет импорта в Россию. Документ вводит два понятия: "тепловыделяющая сборка ядерных реакторов" и "облученная тепловыделяющая сборка ядерного реактора".

Согласно закону облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов будут ввозиться на "временное технологическое хранение и/или переработку" в целях "извлечения из них ценных компонентов".

Задача новых формулировок - исключить возможность вольного толкования закона и определить нормы, в соответствии с которыми следует обращаться с ядерным топливом, поступающим в Россию на переработку. Технические понятия прописаны в законе предельно четко: "тепловыделяющая сборка ядерного реактора - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции; облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие облученное ядерное топливо".

Второй федеральный закон из пакета, подписанного Президентом, "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" снимает препятствия на пути импорта в Россию облученного ядерного топлива для последующего его хранения и переработки. Документ подчеркивает качественную разницу между предметом импорта (ядерным сырьем) и радиоактивными отходами, ввоз и хранение которых на территории России категорически запрещены. Импорт же ядерного топлива из других стран в Россию в целях дальнейшего с ним обращения возможен только при соблюдении ряда принципиальных условий. Последние подразумевают проведение предусмотренных законодательством государственных экспертиз и, самое главное, требуют технического обоснования общего снижения риска радиационного воздействия. В конечном счете предусматриваемые новым законом меры должны привести к общему повышению экологической безопасности.

Эти два закона дают Минатому юридическую базу для реализации проектов, с помощью которых только и можно будет провести в жизнь требования третьего "атомного" закона - "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории". Этот закон, носящий ярко выраженный социальный характер, предусматривает создание ряда программ, направленных на снижение общего радиационного риска и улучшение экологической ситуации в тех регионах России, где уровень радиационного воздействия достаточно высок. Всего на нужды экологических программ должно будет пойти 75 процентов от прибыли, вырученной за счет переработки ядерного топлива. Однако эффективность этого закона зависит в первую очередь от работы Министерства атомной энергии: суммы на финансирование экологических программ согласно закону будут перечислять из средств фонда министерства.

В целом включенные в пакет законы выглядят убедительно: они описывают и механизм развития отрасли, и социальный смысл этого развития. Однако для того чтобы все удалось, нужна не только энергетическая революция, о которой так много пишут в последнее время, нужна еще и правовая революция в странной стране под названием Россия, где законы так склонны ходить безработными...




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»