09.02.2002

Washington ProFile

Аналитики ЦРУ опасаются расползания оружия массового поражения из России

Полный текст доклада доступен по адресу http://www.cia.gov/
Find full text of the report at http://www.cia.gov/

По данным ЦРУ, Россия, Китай и Северная Корея стали основными поставщиками технологий и специальных знаний в области создания и применения оружия массового поражения (ОМУ). При этом, опасность ситуации заключается в том, что государства, которым Россия, Китай и Северная Корея оказывают или оказывали соответствующую помощь, сами начинают продавать эти технологии третьим странам и негосударственным структурам. Таким образом, атомное, химическое и биологическое оружие может полностью выйти из под контроля мирового сообщества.

Согласно новому докладу ЦРУ о ситуации с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), страны, намеренные сохранять свои арсеналы ОМУ и соответствующие средства доставки, все более умело используют средства маскировки и дезинформации.

Мы предлагаем выдержки из доклада, в части, посвященной отношениям Ирана и России. В докладе, в частности, говорится:

"Иран остается одной из стран, активнее всего стремящихся приобрести из-за рубежа технологии ОМУ. Иран пытается создать собственный индустриальный потенциал для производства химического, биологического и ядерного оружия различных типов вместе со средствами его доставки. Он пытается приобрести необходимые технологии в России, Китае, Северной Корее и Западной Европе. Иран производит и накапливает запасы химического оружия, включая отравляющие вещества кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего и, возможно, нервно-паралитического действия, а также авиабомбы и артиллерийские снаряды для его доставки.

Иран приступил к реализации программы создания наступательного биологического оружия и уже может иметь некоторые ограниченные возможности для его развертывания . Иран также добивался получения материалов, оборудования и специальных знаний в ядерной области из различных источников, особенно в России. Россия продолжает участвовать в строительстве ядерного энергетического реактора в Бушере. Российские организации продолжали взаимодействовать с иранскими ядерными исследовательскими центрами. Полученные специальные знания и технологии могут использоваться для реализации иранской программы исследований и разработок ядерного оружия.

Начиная с января 1998 года российское правительство предприняло ряд шагов по усилению надзора за организациями, участвующими в сделках с Ираном и другими государствами, которые вызывают озабоченность с точки зрения распространения. В 1999 году оно провело через Думу новый закон о контроле над экспортом.

Однако российские фирмы пытаются преодолеть это контроля, и в ряде случаев им это удавалось. Кроме того, российское правительство не обеспечило соблюдения своих мер экспортного контроля в некоторых случаях, касающихся Ирана. Так, одна из организаций российского Министерства по атомной энергии заключила с Ираном контракт на поставки оборудования, явно предназначенного для лазерного разделения изотопов методом ступенчатой ионизации атомов в атомном паре (AVLIS). Поставки были приостановлены в результате протестов США. Технология AVLIS может обеспечить Иран техническими средствами для производства урана оружейного класса.

В первые шесть месяцев 2001 года организации России, Северной Кореи и Китая продолжали поставлять в Иран оборудование, технологии и специальные знания, имеющие отношение к баллистическим ракетам. Иран уже выпускает баллистические ракеты малой дальности "Скад" (оригинальная советская разработка 60-х годов) и завершает разработку баллистической ракеты средней дальности Шахаб-3\Shahab-3.

Несмотря на улучшение состояния российской экономики, государственные оборонная, биотехнологическая и ядерная отрасли все еще испытывают нехватку средств. Российские предприятия продолжали поставлять различные товары и технические ноу-хау, относящиеся к баллистическим ракетам, таким странам, как Иран, Индия, Китай и Ливия".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»