09.09.2013

Владимир Иванов

Независимая газета

Стал известен сценарий бомбежки Сирии

Американские аналитики расписали примерный ход войны

Сенатский комитет по иностранным делам принял проект резолюции о военной операции в Сирии. Согласно документу, президенту США Бараку Обаме предоставляется право на отдание приказа о бомбардировке военных объектов Дамаска в течение 60 дней. Этот срок может быть продлен на месяц. Но Пентагону запрещено вводить войска на территорию этой страны. А президенту предписано подробно проинформировать законодателей о поддержке США оппозиционных группировок САР.

Пока политики и законодатели Америки очень экспансивно обсуждают вопрос военного вмешательства во внутренние дела САР и прекращения там гражданской войны, аналитики одного из ведущих мозговых трестов Пентагона, корпорации РЭНД, выпустили доклад, оценивающий силовое решение сирийской проблемы.

Эксперты не оспаривают то, что США должны решить эту проблему, но посчитали необходимым рассмотреть сценарии нападения на эту страну и оценить возможные последствия этой акции.

Задачи Пентагона

Заявления Белого дома о вероятном воздушном вторжении в Сирию, как и реальное осуществление этого плана, могли бы обеспечить решение целого ряда задач, которые Вашингтон намерен реализовать в этой стране. Часть из них может иметь чисто политический характер, поскольку в международной практике государства наиболее часто используют дипломатические ноты, в которых они выражают обеспокоенность или свою неудовлетворенность событиями, происходящими в той или иной стране. Такие ноты могут также отражать несоответствие происходящих событий с конституционными нормами таких стран или с положениями международного права.

Однако, как считают аналитики корпорации, перед ВС США, в случае проведения воздушной операции в Сирии, встанут три совершенно конкретные задачи. Прежде всего они будут должны обеспечить защиту гражданского населения. Наиболее очевидной мотивацией проведения подобной военной акции является сокращение числа невинных жертв разразившейся гражданской войны.

Специалисты базирующейся в Британии правозащитной организации по соблюдению прав человека в Сирии (Syrian Observatory for Human Rights) утверждают, что более одной трети всех жертв гражданской войны приходится на мирное население. На сегодняшний день в ходе уже третий год длящегося вооруженного противостояния законного правительства и оппозиции в стране погибли около 35 тыс. сирийских граждан. По данным ООН, происходящий конфликт вынудил покинуть Сирию несколько миллионов ее гражданского населения и проживавших здесь беженцев из других стран.

Второй задачей, которую одновременно с обеспечением безопасности гражданского населения Сирии обязательно придется решать Пентагону, является задача предотвращения распространения конфликта на территории соседних стран, по которым правительственные войска Дамаска в связи с ростом огромного потока беженцев могут наносить удары как со своей территории, так и вторгаясь в приграничные зоны соседних стран, где располагаются лагеря беженцев. Военной авиации США также придется наносить удары для сокращения зон столкновения оппозиционных сил с воинскими подразделениями правительства. В первую очередь воздушному нападению будут подвергаться те районы дислокации сирийских войск, из которых уже проводились или могут быть проведены химические атаки. По мнению аналитиков РЭНД, нанесение воздушных ударов может в какой-то мере ограничить возможности или желание Дамаска использовать химическое оружие. Однако полное уничтожение химических арсеналов сирийской армии потребует проведения американскими войсками и их союзниками крупномасштабной наземной операции.

Третьей и самой главной задачей воздушной интервенции Америки в Сирию является изменение траектории гражданской войны. Воздушные удары ВВС США должны либо обеспечить полную победу повстанцев, либо создать условия, когда сирийская армия будет неспособна разгромить оппозиционные силы и окажется в таком положении, что Дамаску не останется ничего иного, как начать переговоры по политическому урегулированию конфликта.

Сценарии сирийской бойни

По мнению специалистов, каждая из указанных задач может быть реализована в рамках осуществления пяти сценариев боевых действий в Сирии.

Первый из них предусматривает создание бесполетной зоны в воздушном пространстве Сирии. Эта акция лишит возможности командование ВС страны использовать свои ВВС для нанесения ударов по оппозиции и снабжения войск или просто приведет к их полному уничтожению. Решение этой задачи не будет представлять большой трудности для США и их союзников, поскольку Америка имеет несколько военных баз вблизи сирийских границ. Создание такой зоны в значительной мере будет способствовать повышению боевых возможностей оппозиционных формирований. Но ее поддержание на необходимом уровне потребует нанесения ударов по подразделениям СВ Сирии.

Однако, как отмечают аналитики РЭНД, если ВВС США будут вынуждены поддерживать бесполетную зону над территорией Сирии в течение длительного времени, это потребует значительного увеличения сил, предназначенных для решения данной задачи. Кроме того, уничтожение сирийских ВВС позволит только частично обеспечить безопасность мирных жителей этой страны, поскольку основная часть ударов по гражданскому населению проводится сухопутными силами. Значительным риском для ВС США является и возможность активного участия в конфликте таких стран, как Иран и Россия.

В рамках второго сценария ВВС США должны нейтрализовать средства ПВО Сирии. Достаточно оснащенная, но в целом существенно устаревшая комплексная система ПВО этой страны, как полагают составители доклада, не сможет оказать существенного сопротивления авиации ВВС США и их союзников. В ходе нанесения воздушных ударов ее стационарные объекты могут быть полностью уничтожены. У союзных войск есть все необходимые возможности и для борьбы с мобильными средствами ПВО. Однако, как показала практика ведения боевых действий в Косово и нанесения ударов по более слабым, чем Сирия, противникам, мобильные средства ПВО, пусть даже и устаревшие, представляют серьезную опасность для авиации и могут в значительной мере осложнить проведение воздушных операций. Но подавление системы ПВО Сирии будет в значительной степени способствовать успешной реализации всех остальных сценариев нанесения ударов по Сирии.

Третьим сценарием, который Пентагону предстоит реализовать в ходе сирийской кампании, предусматривается решение задачи создания районов, полностью защищенных от нападения правительственных войск, их артиллерии и других средств дистанционного поражения противника. Для этого потребуется создание мощных оборонительных формирований из сил оппозиции или войск поддерживающих ее иностранных государств. Защита значительной части гражданского населения Сирии потребует создания таких зон как в глубине страны, так и по ее окраинам, а также безопасных коридоров для доставки в эти зоны продовольствия и оружия. Однако, как отмечают эксперты, реализация данного процесса должна регулироваться только лидерами оппозиции, поскольку США не имеют права вводить свои войска на территорию Сирии.

Следующий сценарий предусматривает создание условий, необходимых для обеспечения победы сирийской оппозиции. Воздушные удары американских ВВС, особенно по бронетанковым формированиям и артиллерии правительственных войск, в сочетании с материальной и экспертной поддержкой оппозиционных сил могут привести к их полному поражению. Но, как утверждают эксперты, поражение сирийской армии вовсе не будет означать, что Америка, значительно поспособствовавшая положительному для оппозиции исходу гражданской войны, сможет автоматически оказывать какое-то влияние на последующие политические события в Сирии в ближайшей или отдаленной перспективе, когда будет окончательно сформировано новое правительство страны.

Несмотря на часто звучащую политическую риторику о необходимости лишения сирийского правительства запасов химического оружия, практическая реализация этого сценария Пентагоном и его союзниками сопряжена с очень серьезными трудностями и может привести только к ухудшению сложившейся ситуации. Определение точных координат всех предприятий, производящих такое оружие, и мест его хранения для последующего нанесения по ним авиационных ударов потребует больших усилий со стороны разведывательных служб.

Эту задачу можно реализовать только в ходе проведения наземных операций. Но даже и в этом случае нельзя утверждать, что химическое оружие Сирии будет полностью уничтожено. Авиационные средства могут использоваться только с целью предотвращения возможности использования такого оружия и уничтожения позиций сирийских войск, с мест дислокации которых могут наноситься химические удары.

В заключение своего доклада эксперты отмечают, что полная реализация перечисленных сценариев в конечном итоге может привести к более масштабному втягиванию США в войну с Сирией. Особенно в том случае, если в ходе воздушной операции не удастся решить все поставленные задачи. Кроме того, действия США могут вызвать активизацию усилий других стран и прежде всего России, выступающей на стороне сирийского правительства. Поэтому вопросу проведения последующих акций при планировании нанесения воздушных ударов по Сирии должно быть уделено первостепенное внимание.

ООН, мировое сообщество, большинство стран НАТО, некоторые американские политики и более половины простых американцев выступают против намерений Белого дома силовыми методами прекратить гражданскую войну в Сирии. Россия и Китай в Совете Безопасности ООН заблокировали резолюцию по данному вопросу. А главному стороннику Америки премьер-министру Дэвиду Кэмерону английский парламент запретил использовать ВС Великобритании в разрешении сирийского конфликта.

В конце августа генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил представителям датской прессы, что на подозрения в применении химического оружия в Сирии должна последовать соответствующая международная реакция. Как сказал глава Североатлантического альянса, нанесение химических ударов - "устрашающий и ужасающий акт". "Химические атаки являются явным нарушением международных стандартов и преступлением, которое нельзя игнорировать", - подчеркнул Расмуссен и добавил, что эта акция требует ответа со стороны международных сил.




Страница:


  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»