13.05.2013

Александр Емельяненков

Российская газета

"Беллона" и "Росатом" повторно сверили часы

Ликвидация объектов, опасных в ядерно-радиационном отношении, и возможности международного сотрудничества в этой сфере - такую повестку избрали для рабочего семинара в Москве представители известной экологической организации "Беллона" и их визави в корпорации "Росатом"

Как и год назад, внимание экологов и специалистов-атомщиков было сконцентрировано на конкретных проектах, которые уже реализуются или готовятся к реализации на Кольском полуострове - в местах дисклокации атомного флота - военного и гражданского. Среди них - международный проект "Лепсе". Он предусматривает комплексную утилизацию одноименной плавтехбазы, которая много лет использовалась для перезарядки атомных реакторов и хранения выгруженного облученного топлива, а со временем сама превратилась в головную боль для мурманского "Атомфлота".

Поясним: построено судно на Николаевской верфи (Украина) в 1934 году. Через 27 лет на Адмиралтейском заводе в Ленинграде переоборудовано под плавучую техническую базу. До 1981 года ПТБ "Лепсе" обеспечивала перезарядку реакторов на атомных ледоколах. В 88-м выведена из эксплуатации, в 90-м определена в категорию "стоечных", то есть не самоходных судов.

Сейчас в хранилищах "Лепсе" - это уже не тайна - 630 облученных тепловыделяющих сборок: 313 из них, по заключению экспертов, можно извлечь из пеналов, еще 19 ОТВС - в кессонах. Остальное - дефектные сборки, которые придется извлекать вместе с пеналами.

Минувшей осенью, соблюдая необходимые меры предосторожности, "Лепсе" перевели из областного центра на судоремонтный завод "Нерпа", где и должен завершиться жизненный путь рядовой плавбазы, получившей мировую известность из-за связанных с нею проблем. Уже разработан и утвержден проект выгрузки облученного топлива из хранилища "Лепсе" (его представил техничеcкий директор АНО "Аспект-Конверсия" Анатолий Цубанников), есть и общий проект утилизации ПТБ - с постановкой ее надежно "упакованных" фрагментов на специально отведенное место в береговом хранилище губы Сайда.

Однако работы на "Лепсе" не начались, потому что для нее: нет места на заводском стапеле.

По официальной версии, этот прямоугольник на стапельной плите СРЗ "Нерпа" уже много лет занимает (без внятной перспективы) расчлененный корпус первой советской АПЛ "К-3", более известной под названием "Ленинский комсомол". В разные годы разные начальники намеревались переоборудовать ее в музей и поставить в порту Мурманска - рядом с музейным уже ледоколом "Ленин". Но обещания - обещаниями, а воз и ныне там: 500 миллионов рублей, которые просит "Нерпа" на превращение первой советской атомной подлодки в музей, Минобороны, ВМФ и "Росатом" наскрести не могут - ни по отдельности, ни сообща. Эта субмарина, по словам руководителя проектного офиса "Комплексная утилизация АПЛ" Анатолия Захарчева, принадлежит Северному флоту. И значит, искать решение должны в Министерстве обороны. "Мы обращались туда, но дело не сдвигается, - утверждает Захарчев. - А "Росатом" не может заниматься судьбой этой АПЛ".

Помеха в виде "К-3", как выясняется, не единственная. Вторая серьезная проблема - отсутствие у СРЗ "Нерпа" реально подтвержденного финансирования на весь цикл утилизации плавбазы с облученным топливом. Сейчас, по словам руководителя проекта "Лепсе" Олега Ерина, есть подтвержденное финансирование только на создание инфраструктуры и разрезку судна. Финансирование на вторую часть - а это выгрузка ОЯТ, формирование блок-упаковок, которые будут транспортированы в губу Сайда, и сама транспортировка - пока не подтверждено. "И мы не хотим, чтобы "Лепсе" превратилось в "К-3" - с непонятной судьбой и отсутствием финансирования", - резонно заключает Ерин.

Партнеры в Норвегии, немало сделавшие для привлечения финансовых средств из Европы, США и Канады на проекты в рамках "Глобального партнерства" и "Северного измерения", с нескрываемой грустью смотрят на наши внутренние нестыковки и плохо объяснимые проволочки.

- Более полугода назад, провожая "Лепсе" в последний поход на "Нерпу", представители "Беллоны", "Росатома" и Европейкого банка реконструкции и развития были уверены, что оно направляется прямиком в сухой док "Нерпы", - поделился с мурманскими журналистами генеральный менеджер объединения "Беллона" Нильс Бемер. - А сейчас выясняется, что из-за несогласованности с финансированием плавбаза может надолго застрять без движения. Поэтому важно, чтобы все заинтересованные стороны как можно скорее приняли согласованный план действий...

Среди других, уже реализованных проектов, о которых шла речь на семинаре в Москве, поучителен во всех отношениях опыт двухстороннего сотрудничества России и Германии при создании в губе Сайда долговременного берегового хранилища реакторных отсеков АПЛ. О пуске первой очереди этого уникального объекта и о том, как на других береговых технических базах, перешедших от ВМФ к "Росатому", разгребают радиоактивные завалы "холодной" войны, мы уже рассказывали ("На Кольском авралы отменяются" - "РГ", 08.11.2011 г.).

Встречавший нас в губе Сайда начальник Центра по обращению с РАО Вазген Амбарцумян давал подробные объяснения (см. видео), как и для чего это все создавалось, как работает, и как будет развиваться. Он же, оказавшись на совещании в Москве уже в должности директора всего Северо-Западного центра "СевРАО", имел возможность подтвердить: то, что год назад еще строилось или было в планах, сегодня уже работает.

Прямая речь

Вазген Амбарцумян, директор "СевРАО":

- Проблемы комплексной утилизации атомных подводных лодок и кораблей атомного технологического обслуживания столь масштабны и значительны, что их решение в разумные сроки было бы невозможно без международной помощи. Российско-германский проект в губе Сайда - один из самых масштабных и самых динамичных в рамках Глобального партнерства. Он наглядно демонстрирует, как в современных условиях должны решаться вопросы радиационной и экологической безопасности. Это яркий и поучительный пример международного сотрудничества.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»