18.04.2012

Barry Blechman, R. Taj Moore

The Hill, США & xPressa.ru

Иран и США - как близок конец?

Как разрешить конфликты в отношениях Ирана с остальным миром. Существует жуткое сходство между теперешним 33-летним конфликтом Исламской Республики с США и их союзниками и 45-летней американо-советской холодной войной

Перевод: Вячеслав Ливанский.

Очень похоже, но есть существенные различия.

Во времена холодной войны США и СССР сохраняли место для переговоров, обменов и соглашений.

А представители США и Ирана, за редкими исключениями, даже не разговаривают друг с другом - даже если они находятся в одной комнате. Нынешним политикам и стратегам в США нужно извлечь урок из холодной войны. Быть жесткими, когда это необходимо, но решать конфликты лишь путем переговоров.

В первые годы холодной войны, идеологическая борьба между США и Советским Союзом была выражена военной конфронтацией в Европе и взаимными угрозами ядерного уничтожения. Шли годы, конфликт превратился в конфронтацию между секретными агентами, экономическими санкциями и войнами руками армий третьих стран. Тем не менее, две сверхдержавы всегда поддерживали дипломатические отношения, а также широкий и глубокий диалог, в том числе на самых высоких уровнях власти. Уже в 1956 генерал Натан Твининг (Nathan Twining) возглавил делегацию должностных лиц ВВС в Москве, положив начало разнообразию военных обменов.

После кубинского ракетного кризиса, две сверхдержавы создали "Горячую линию", позволяющую двум главам государств говорить друг с другом напрямую без посредников. Также были разработаны протоколы, чтобы избежать случайных военных столкновений, что привело в 1972 году к Морскому соглашению. Спортивные, научные и культурные обмены позволили двум обществам получить некоторое представление друг о друге. Широкий спектр тем официальных переговоров был также весьма разнообразен: оружие массового уничтожения, европейская безопасность, вопросы экономики и права человека. Хельсинские Соглашения 1975 года были особенно важны для открытия советского общества, позволяя российским элитам понять лучшую жизнь, которая могла быть возможной, если бы холодная война закончилась.

Конфликт США и Ирана идет по другому пути. Когда народная революция свергла шаха в 1979 году, стало ясно, что Соединенные Штаты и Исламская Республика имели поразительно разные взгляды на Ближний Восток. В первые годы этот конфликт усугублялся молчаливым "выравниванием" США и долгой войной против Саддама Хусейна, а также иранской поддержкой Хизбаллы и других террористических групп, которые похищали и убивали американцев в Ливане. Шли годы, американо-иранская "холодная война" набирала силу.

Американо-иранской борьбе не хватает каналов коммуникаций, обменов, каналов связи, а также пространства для переговоров. Дипломатические отношения между Вашингтоном и Тегераном были разорваны в 1979 году и официальные переговоры имели место с тех пор только через посредников, или во время коротких периодов на многонациональных форумах. Официальные сношения даже ограничены законодательством!

Когда председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен предложил в 2011 году провести переговоры по каналу связи и протоколов, чтобы избежать случайного военно-морского конфликта в Персидском заливе, он был резко осужден в Конгрессе. В настоящее время США очень обеспокоены конечной целью ядерной программы Ирана. Эти опасения усугубляются принципиальным недоверием в отношениях между двумя государствами, а также отсутствием информации друг о друге.

США и Иран имеют принципиально разные взгляды на Ближний Восток, однако они также имеют некоторые общие проблемы, не последней из которых является предотвращение войны.

Мало того, что США должны стремиться гарантировать мирную природу иранской ядерной программы посредством переговоров на предстоящем форуме G5+1, но они должны также стремиться решать вопросы, в которых мы можем разделить общие интересы, такие как морская безопасность, торговля наркотиками, предотвращение хаоса в Ираке и будущее Афганистана. Интерес к этим темам должен проявляться с обеих сторон.

Необходима выработка такой политики, которая ориентирована на защиту американских интересов на Ближнем Востоке, но признает, что Иран тоже имеет законные интересы, и что это в интересах обеих сторон - поддерживать мир. Гражданские обмены и военные контакты, прямые каналы связи, а также дипломатическое взаимодействие являются частью такой стратегии. Очевидно, что основные политические разногласия между США и Ираном не будут разрешены в ближайшее время, но такие усилия в конечном счете принесут огромную выгоду обеим сторонам.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»