10.04.2012

Israel Rafalovich

Economic Voice, Великобритания & xPressa.ru

Европейская безопасность в стадии расширения

Основные проблемы европейской безопасности в настоящее время исходят от восточной части Европейского континента, поскольку неопределенность продолжает преобладать в большинстве регионов Европы, освободившиеся от русского влияния

Перевод: Вячеслав Ливанский.

Это вызвало справедливый вопрос, какую роль может взять на себя европейская военная сила в европейской концепции по постройке собственной системы европейской безопасности. Другой важный вопрос заключается в том, могут ли страны Восточной Европы найти защиту в системе европейской безопасности или они сформируют новый тип архитектуры европейской безопасности.

После окончания холодной войны уже существующие структуры безопасности в Европе были либо дезактивированы, либо перестали существовать вообще.

Распад Советского Союза коренным образом улучшил ситуацию с безопасностью для западных соседей. Страны Центральной Европы, которые некогда принадлежали Советскому Союзу получили свободный доступ к Западной Европе, где они могут сейчас найти прямую поддержку.

Прекращение антагонизма между НАТО и Варшавским договором привело к ликвидации взаимного сдерживания. Основной проблемой является военный вакуум в сердце Европы и, следовательно, усиление военно-технического сотрудничества на европейском континенте.

Брешь в безопасности появилась в центре и в восточной части европейского континента. Сегодня Европа должна взять на себя ответственность за свои интересы безопасности на пути, который приведет к оборонной интеграции и укреплению военно-технического сотрудничества между государствами-членами ЕС.

Войны в Хорватии, Боснии, на Кавказе и Центральной Азии показали, что Европа обладает целым набором проблем в области безопасности.

Причина паралича европейских полномочий в бывшей Югославии затрагивает решающий аспект системной коллективной безопасности: каждая страна, которая декларирует предоставление потерпевшим необходимой помощи в случае агрессии может уклониться от обязательств в соответствии с собственными интересами, если она откажется от признания страны жертвой агрессии как таковой, и перекладывая ответственность за конфликт в той или иной степени на потерпевшую сторону или интерпретируя поведение агрессора "извиняющимся тоном".

Война в Югославии показала, как это трудно для европейцев, справляться с необычными конфликтами, хотя Европа имеет в своем распоряжении средства для оказания влияния. Но, на самом деле это было вызвано, главным образом отсутствием политического единства.

Европейское единство является основным условием для того, чтобы европейская система безопасности была успешной. Направляя усилия стран-участниц на достижение общей цели европейской обороны вооруженные силы должны координироваться более интенсивно и взаимодействовать более эффективно друг с другом, чем в настоящее время.

Это означает, что развивающиеся структуры и возможности которые имеют отношение к текущим условиям имеют достаточный масштаб и возможности для достижения целей единой европейской политики безопасности, которая также объединяет экономические интересы с сильной обороноспособностью как средством для укрепления экономической силы Европы. Европейский союз должен сократить разрыв между интересами безопасности и экономическими интересами.

Может ли проблема быть решена за счет расширения области безопасности путем расширения Европейского союза? Или это задача принципиально новой системы безопасности в Европе, с учетом ситуации, которая сложилась после окончания холодной войны.

Восточноевропейские государства должны работать более эффективно над создание новой европейской армии под объединенным европейским.

Государства-члены должны показать свои возможности в деле объединения усилий и в вопросах отслеживания возможности объединения военных потенциалов.

Они также должны быть готовы внести свой вклад в европейскую военную коалицию в соответствии со своими возможностями.

Новые силы быстрого реагирования должны быть основой новой европейской армии, которая позволит Европе взять на себя международные политические и военные обязанности.

Коллективный "личный интерес" членов общеевропейской системы безопасности в поддержании созданной оборонной системы и поддержания баланса сил между государствами-членами должен преобладать; в интересах европейской Системы обеспечения безопасности будет то, чтобы Европа выполнила необходимые условия.

Геополитические и стратегические соображения содержат элемент динамического импульса, который требует изменения отношения со стороны государств-членов к событиям и структурным преобразованиям, которые начались с 1991 года. Опыт 45 лет советской власти объясняет интерес к европейской системе безопасности в Центральной Европе. В конце концов, строй Москвы может вернуться, если антидемократические и неоимперские сил придут к власти и вернуться на путь агрессии.

Эти опасения со стороны Центральной Европы, кажется, подтвердились, в какой-то степени, поскольку налицо стремление России к доминированию в Содружестве Независимых Государств (СНГ) или к восстановлению Советского Союза. В конце концов, для России холодная война никогда не заканчивалась. Запад для нее все еще объект, который таит враждебные намерения по отношению к России.

Расширение Европы, за счет включения в ее состав части Центральной Европы или целиком обеспечит гарантии помощи этим странам в процессе их интеграции в европейскую систему безопасности. Это первостепенная задача центрального правительства европейских стран - не столько с прицелом на возможную войну, но и праведное стремление, мотивированное осознанием политического самоутверждения в среде, которая стала неопределенной и непредсказуемой.

Какова позиция в отношениях солидарности между этими государствами и по отношению к западным странам? Является ли это гарантией демократических, конституционных и рыночных процессов в долгосрочной перспективе? Действительно ли их вооруженные силы совместимы с системами европейской Системы обеспечения безопасности с точки зрения структуры и оборудования?

Благополучие европейской системы безопасности и ее членов должно быть приоритетом. Она (система безопасности) должна быть основана на единстве государств-членов в отношении всех форм внешней угрозы. Солидарность европейской системы безопасности является основанием для ее существования и эффективности. Это должно стать основой для общей безопасности и взаимной помощи в случае кризиса или войны.

Ядро системы должно быть устойчивым, если система безопасности призвана поддерживать мира и стабильность в странах Европы и за пределами европейской системы безопасности.

Расширение Европы должно быть обусловлено тем, что любые преобразования гарантированно не навредят существующим устойчивым структурам в Европе.

Кроме того, потребуется некая "компактная" геополитическая, стратегическая цель для расширения, которая должна мотивировать страны-участницы для консолидации.

После войн в Хорватии и Боснии стало ясно, что даже ближайшие соседи не в состоянии найти единства и точек соприкосновения в вопросах обеспечения безопасности и только присоединение к европейской системе безопасности, казалось, гарантировало бы надежную безопасность.

События в Москве отмечены тревожной непредсказуемостью. Решающим аспектом неопределенности в отношении будущего развития является отсутствие консенсуса в России в вопросах самоопределения и политики. С польской, прибалтийской, венгерской, чешской, словенской, румынской и болгарской точки зрения территориальный статус-кво, который установился в странах Восточной Европы от Балтики до Черного моря в 1991 году, является неустойчивым, пока он не будет консолидирован в рамках расширение системы европейской безопасности. Это отражает общую неопределенность, которая является политическим фактором. Прошлый опыт взаимоотношений с Россией заставляет относиться к ней с осторожностью и даже недоверием.

С военной точки зрения, нынешняя ситуация в Центральной Европе едва находится под прямой угрозой. Основное опасение состоит в том, что правительство Москвы может повторить попытку связать страны, которые стали независимыми в 1991 году или по крайней мере доминировать в этих странах с помощью военной силы и валютного контроля на основе экономической зависимости.

Окончание холодной войны вместе с роспуском Организации Варшавского договора требует новой системы безопасности с общеевропейским характером. Но эти две противоречивые позиции Москвы, основаны на различных политических приоритетах. В то время как сторонники первой точки зрения базируются на основе приоритетных потребностей для внутренних политических реформ, их оппоненты расценивают логику в международной политике как решающую движущую силу.

Неопределенная позиция Москвы в вопросах общей политической ориентации приводит к неопределенности в позиции по вопросам безопасности.

Надо принимать во внимание, что в Европе существуют тенденции не рассматривать Европейский Союз и его системы безопасности в качестве дополнения к НАТО, а в качестве его замены. Тот факт, что европейской системы безопасности не было в течение длительного времени и до сих пор отсутствует в некоторых военных областях, а также отсутствуют установленные правила и процедуры может также играть роль в "русских прогнозах". Россия подчеркивает свою роль в качестве крупной державы и претендует на полную свободу действий в отношении других государств-преемников бывшего Советского Союза. В силу специфики геополитического положения России в Европе, страна не может входить в структуры безопасности Европы таким же образом, как и другие европейские страны.

Те, кто требуют особых прав без соответствующих обязательств могут подозревать западные намерения в дискриминации и изоляции. Идеи, разработанные в Москве, по поводу нового вида общеевропейской системы безопасности создают впечатление, что их создатели могут быть заинтересованы в привилегированном положении.

Таким образом, строительство честных, но геополитических отношений с Москвой должно быть приоритетом политики ЕС.

И наконец, позвольте мне подчеркнуть: НАТО является пережитком прошлого и никакая новая "стратегическая концепция" не может возродить значимость НАТО. Она должна быть заменена коллективной системой европейской безопасности.

Самое главное требование для расширения Европы до Центральной Европы и, возможно, на другие страны это готовность Франции расширить свои гарантии ядерной защиты стран, которые ранее не принадлежали к системе европейской безопасности. Франция является важным компонентом в данном контексте. С точки зрения ее союзников Франция ранее была замедляющим фактором на пути к контролю над вооружениями и политике разоружения. Франция традиционно была и конфликтующей стороной и частью структуры конфликта в отношениях восток - запад. Тот факт, что Франция имеет свои ядерные силы не изменить эту ситуацию, даже если эти силы были созданы с заявленной целью обеспечения независимой безопасности Франции и в то же время, чтобы преодолеть политический статус-кво в Европе. И стратегическая и политическая целесообразность французского ядерного оружия всегда зависит от соответствующей международной коалиции. Французская безопасность основана на "ядерных гарантиях", на базе "гибкого реагирования". Реальное значение французских ядерных сил уходит своими корнями в его функции в качестве множителя общего сдерживания в европейской безопасности.

Имея это в виду, возникает вопрос как Франция способствовала бы стабилизации европейской политики сдерживания. Имеет место быть французская решимость использовать эту политику в интересах общеевропейской обороны. На вопрос, позволит ли Франция себе быть "привязанной" к общему ядерному риску, она ответила предложением ее ядерного зонтика для Европы.

Франция подчеркнула, что обычные французские вооруженные силы образуют интегрированную систему сдерживания вместе со стратегическими ядерными компонентами.

Следует подчеркнуть, что без адекватной интеграции в общую европейскую систему безопасности, французский ядерный потенциал не сможет выполнять функцию укрепления единой европейской системы безопасности.

Для Франции, тесная связь его обычных вооруженных сил с собственным предстратегическим и стратегическим потенциалом, который включает в себя возможность угрозы первым использовать ядерное, формирует условия для европейской системы безопасности.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»