10.11.2011

Сергей Гончаров, Киев

специально для NuclearNo.ru

Pакетно-ядерный "скелет" в украинском "военном шкафу"

Тайна пропавших из Украины ядерных боеголовок по-прежнему не раскрыта

Всем известно, что в 1990-е годы Украина добровольно отказалась от всего ядерного оружия, стратегических ракетных вооружений и стратегической военной авиации. Киев широко рекламировала эти свои шаги, как доказательство приверженности молодого государства делу мира и разоружения. Менее известно, что отказ этот был не совсем добровольным, а происходил под довольно сильным нажимом как Запада так и России. И уж совсем мало известно о том, что судьба части доставшегося Украине от СССР ракетно-ядерного оружия до сих пор не прояснена...

Отказ Украины от ракетно-ядерного оружия: "статистических несогласованности" размером в более чем 200 ядерных боеголовок

Возможно, заголовок этого раздела вызовет удивление у части читателей. Но для внимательного наблюдателя ничего удивительного тут (увы!) нет. Дело в том, что по прошествии более чем 15-ти лет (!!) с момента полного вывода из Украины ядерного оружия (это произошло в ночь на 2 июня 1996 г.) Министерство обороны Украины так и не удосужилось точно проинформировать - сколько же его вывели?

Доходит до смешного. Известно, что наземная стратегическая ядерная группировка на территории Украины насчитывала 1240 боеголовок. Больше в головных частях 130-ти межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ (она же РС-18; по классификации НАТО - SS-19 Stilleto) и 46-ти межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ (она же РС-22; по классификации НАТО - SS-24 Scalpel) физически не могло быть. Но при этом национальное Министерство обороны вплоть до конца 2001 г. отчитывалось сначала о "более чем 1600" таких боеголовках, а в 2002-2010 гг. - о 1272-х! При этом, по завершении вывода боеголовок межконтинентальных баллистических ракет из Украины, государственным информационным агентством "Укринформ" было официально сообщено (позднее эта информация была удалена с ленты агентства, но сохранилась во вторичных источниках) о выводе только 1271 боеголовки. Расхождение в одну боеголовку представляет известный интерес с учетом того, что речь идет не просто о ядерном боеприпасе, а о ядерном боеприпасе мощностью 550 килотонн (для сравнения - ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму, имела мощность всего 12 килотонн).

Похожие несуразности были и с тяжелыми стратегическими бомбардировщиками, подпадавшими под сокращение по договору СНВ-1 (START-1). Как известно, Украина унаследовала от Советского Союза 44 такие машины. Но при этом Главное командование ВВС страны на протяжении ряда лет упорно утверждало - у нас только 42 таких самолета! Хотя речь шла отнюдь не о мелочи, а о 200-тонных машинах стоимостью (даже с учетом их скверного технического состояния) несколько десятков миллионов долларов США каждая.

Аналогичный беспорядок и с оружием этих бомбардировщиков - крылатыми ракетами Х-55 (она же РКВ-500; по классификации НАТО - AS-15 Kent). Вывоз их боеголовок в Россию был произведен еще в 1992-м - в обмен на встречные поставки ядерного топлива для украинских атомных электростанций. А вокруг самих ракет начался сложный торг с участием Киева, Москвы и Вашингтона. Закончилось дело тем, что в 1999-м стороны достигли компромисса: 581 ракета (включая все, способные нести ядерные боеголовки), вместе с теми их носителями (тяжелыми бомбардировщиками), которые еще способны летать, отправляются в Россию в качестве расчета натурой за газовые долги украинской стороны. Ну а невостребованные Россией ракеты (487 единиц) и бомбардировщики ликвидируются при финансовой помощи и под контролем Соединенных Штатов. Программа исполняется в течение последующих двух лет. Причем делается это не просто публично, но даже с некоторой помпой - как очередной большой шаг Киева в сфере стратегического разоружения!

Правда, уже тогда были отмечены некоторые неувязки. К концу 2000 г., согласно официальным данным украинской стороны, 581 единица Х-55 уже должна была находиться в распоряжении Дальней (стратегической) авиации ВВС России. И тут Москва заявила: от Киева получено только 575 крылатых ракет. В Украине быстро уловил намек и уже в 2001-м недостача (в размере 6-ти ракет) была России компенсирована. После чего там о сделке предпочитали больше не вспоминать. В самом деле: Министерство обороны Российской Федерации получило 581 крылатую ракету? Получило. Значит, все ОК! А то, что Украина до сих пор полагает, будто продала их в Россию 587 - так это проблема Киева...

Тем временем украинские запасы крылатых ракет успешно утилизируют и вскоре официальные представители Министерства обороны Украины рапортуют о ликвидации 483 единиц Х-55. Правда, несколько позже эта цифра возросла до 487-ми. А теперь элементарная задача на сложение и формальную логику: 587+483(или 487)=1070(или 1074) соответственно. Так как из 1068-ми крылатых ракет удалось ликвидировать 1074? Элементарная логика тут не помощник и в помощь следует призвать, очевидно, специалистов в области паранормальных явлений. Впрочем, на этом "приключения" Х-55 в Украине не закончились - но об этом несколько позже.

А пока также замечу, что украинские военные не смогли даже (за семнадцать с половиной лет со дня окончательной ратификации Украиной СНВ-1/START-1 в феврале 1994 г.) вычислить: сколько же ядерных боезарядов числилось за стратегическими ядерными силами Украины по правилам подсчета, этим договором выработанным (эти правила предусматривают зачет не фактического числа боеголовок, а некоего условного - по специальной методике). Так вот, по ним Украине должно было быть зачтено 1592 боеголовки (при фактическом количестве развернутых в 1868 единиц), но Министерство обороны почему-то до сих пор полагает, что даже по правилам зачета их было 1944 (что означает фактическую численность еще на несколько сотен единиц больше). И это далеко не исчерпывающий список ядерных (и не только ядерных) "статистических неувязок", допускаемых украинским оборонным ведомством.

Наибольший интерес представляет, естественно, судьба тактического ядерного оружия (ввиду его потенциальной пригодности для использования в террористических целях). Сразу замечу, что Киев НИКОГДА не публиковал точного числа выведенных с территории Украины тактических ядерных боеприпасов - сообщалось только, что их было "около 2500" или "более 2500" (какая из этих цифр больше соответствует действительности установить не представлялось возможным, так как ОБЕ они ОДНОВРЕМЕННО фигурировали в информационных сообщениях Министерства обороны Украины). Как бы там ни было, с учетом 1272-х боеголовок межконтинентальных баллистических ракет, общее число ядерных боезарядов в Украине на момент ее выхода из состава СССР должно было составлять, по данным Министерства обороны страны, примерно 3720-3820 единиц. Однако: в апреле 2002 г. тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенант Николай Пальчук вполне официально сообщил от имени Генерального штаба: "Всего за годы функционирования Вооруженных Сил Украины более 4 тысяч ядерных боеприпасов вывезено за пределы Украины".

Кстати, именно это обстоятельство, видимо, и дало повод лидеру Коммунистической партии Украины заявить в сентябре 2002 г., что "Двести находившихся на территории Украины ядерных боеголовок Советской Армии находятся неизвестно где". Помнится, официальные власти тогда обвинили украинских коммунистов в "политических спекуляциях". Но, соглашаясь с тем, что политика не есть дело кристально чистоплотное, трудно все-таки не воспринимать как наводящий на грустные размышления факт, что по прошествии пятнадцати лет (!) с момента официального вывода ядерного оружия с территории Украины Министерство обороны страны и Генеральный штаб ее Вооруженных Сил не могут договориться даже между собой - а сколько же его, собственно, на территории Украины было?

Разумеется, в связи с вышеизложенным определенный интерес представляет официальная точка зрения Министерства обороны Украины на ядерные "белые" и "серые" пятна в новейшей военной истории Украины. Автор этих строк дважды (в 2004-м и 2011-м годах) пыталась их прояснить, направляя в министерство обороны Украины соответствующие запросы (такой механизм предусмотрен действующим национальным законодательством). В первый раз после почти месячного размышления Министерство обороны оказалось достаточно любезным и прислало ответ. Который, впрочем, вызвал не меньшее удивление, чем публиковавшиеся ранее официальными военными кругами сведения. Например, выяснилось, что "информация о количестве ядерных боеприпасов, которые находились и в дальнейшем были вывезены с территории Украины, имеет ограниченный доступ и в соответствии со статьей 31 Закона Украины "О государственной тайне" не подлежит разглашению в средствах массовой информации". В свете того, что военную тайну действительно надо хранить, это заявление выглядело бы вполне убедительным, если бы не ряд обстоятельств откровенно анекдотического характера.

Во-первых, соответствующая статья закона о государственной тайне регламентирует порядок передачи секретной информации иностранным государствам. Поэтому так и осталось загадкой - то ли ответ Министерства обороны Украины является тем, что юристы называют "частичным признанием де-факто" газеты, в которой тогда работал автор и самого автора этих строк субъектами международного права, то ли закамуфлированным обвинением сотрудников издания в том, что они являются агентами иностранных спецслужб. То ли признаком юридического невежества представителей министерства. Последнее, конечно, наиболее вероятно, но наводит на грустные размышления в связи с тем, что ответ военного ведомства готовился не где-нибудь, а в Центре обеспечения реализации договоров Генерального штаба Вооруженных Сил Украины. Иными словами, в подразделении, где соответствующее законодательство должны были бы (по крайней мере, теоретически) знать.

Во-вторых, было совершенно непонятно, как с заявлением о необходимости хранить секрет согласовываются другие заявления. Ведь и Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины неоднократно публиковали информацию о количестве ядерных боеприпасов, вывезенных в Россию с территории страны. Другое дело, что информация эта была весьма приблизительной, а главное - одни официальные сведения противоречили другим.

В-третьих, тем более непонятно было, каким образом сохранение в секрете сведений о процессе ядерного разоружения Украины имеет "жизненно важное значение" для национальных интересов (что по закону только и может быть поводом для их засекречивания). Ведь последний ядерный боеприпас покинул территорию Украины в 1996 г. (тактическое же ядерное оружие было выведено еще в мае 1992 г.) и был ликвидирован под международным контролем в 2001 г. (во всяком случае - такова официальная точка зрения).

В свете вышеизложенного, логичным выглядело только одно объяснение - Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины просто не обладают всей полнотой информации о судьбе бывшего на территории страны ядерного арсенала. И много лет отчаянно пытались скрыть это обстоятельство ссылками на "государственную тайну".

Только в 2011-м году Министерство обороны, наконец, признало этот скандальный факт, официально сообщив 17 октября 2011 г. в ответ на очередной запрос: "сведения о точном количестве тактического ядерного оружия, вывезенного с территории Украины, в Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины и Министерстве обороны Украины не ведутся". Вопрос же - как Министерство обороны может в таких условиях гарантировать, что все ядерное оружие, находившееся на территории Украины, действительно было выведено в Россию и действительно ликвидировано? - остается по-прежнему открытым и теперь...

Оборонное ведомство Украины также не может дать ответов и на ряд других неприятных вопросов. Например, как получилось, что официально последние ракеты УР-100Н УТТХ были ликвидированы или выведены с территории Украины еще к 1999 г., а три года спустя вдруг оказалось, что у Киева их еще 31? Кстати, еще в апреле 1998 г. парламентская Временная следственная комиссия по проверке возможных фактов несанкционированной торговли оружием заинтересовалась письмом заместителя министра обороны - командующего 43-й ракетной армией генерал-полковника Владимира Михтюка от 17.12.1997 г., в соответствии с которым Министерству обороны России были проданы 24 межконтинентальные баллистические ракеты этого типа. Депутатов Верховной Рады тогда очень занимало: куда же делись деньги от этой "коммерческой операции"? Но они пропустили, пожалуй, самое интересное: из 24-х УР-100Н УТТХ, отправленных (согласно документам) в Россию, туда попало только 19. Судьба остальных 5-ти ракет (каждая массой 106 тонн, с дальностью стрельбы до 10 тысяч километров, рассчитана на 6 ядерных боеголовок по 550 килотонн тротилового эквивалента) и по сей день покрыта мраком неизвестности...

Кстати, любопытно, что хотя Украина и обязалась декларировать перед Организацией Объединенных Наций факты передачи другим странам так называемых конвенциальных видов вооружений (в эту категорию входит и все управляемое ракетное оружие - от переносных зенитно-ракетных комплексов до межконтинентальных баллистических ракет), вышеописанная сделка в базу данных UNROCA - United Nations Register Of Conventional Arms (Регистр обычных вооружений ООН) почему-то не попала. Возможно, именно потому, что в этой "коммерческой операции" не сходятся концы с концами?

Но не все в порядке и со сделками, оказавшимися в базе данных UNROCA. Так, в 2002-2004 гг. Украина (как было официально сообщено ООН) поставила еще 29 единиц уже упоминавшихся межконтинентальных ракет УР-100Н УТТХ в Россию. Сделка совершенно законна и не вызывает подозрений если бы не одна деталь: согласно столь же официальным данным Министерства обороны Украины в Россию в этот раз была поставлена 31 ракета такого типа. Куда исчезли еще две 106-тонных ракеты - также остается тайной...

Х-55: контрабандные виражи

"Украина снова должна доказать, что она имеет надежную систему экспортного контроля, способную эффективно "опекать" экспорт как оружия, так и высоких технологий - в том числе военного и "двойного" назначения" - под такими или примерно такими "шапками" шли весной 2005-го многие аналитические статьи в украинских СМИ.

Необходимость очередных доказательств возникла после того, как тогдашний генеральный прокурор Украины Святослав Пискун в мартовском 2005 г. интервью британской Financial Times признал: его страна продала 12 крылатых ракет Х-55 Ирану и еще шесть - Китаю. Правда г-н Пискун подчеркнул, что ракеты не имели боевых частей. Впрочем, в скором времени пресс-служба Прокуратуры Украины заявила, что слова ее руководителя были истолкованы не совсем правильно. "Это контрабанда" - подчеркнул представитель пресс-службы.

Конечно это важный нюанс. Ведь, если в продажу крылатых ракет Ирану и Китаю были вовлечны официальные государственные структуры, то тогда Украина грубо нарушила режим контроля за ракетными технологиями. Если же это контрабанда - которая была, к тому же, хоть и с опозданием, но выявлена украинскими секретными службами, то дело выглядит как будто бы и не так скандально. Но в реальности в этой истории слишком много "белых пятен" В частности, тяжело избавиться ощущения, что такая операция не могла быть проведена силами только небольшой группы контрабандистов.

В январе 2005 г. народный депутат Украины Григорий Омельченко обнародовал на сессии Верховной Рады Украины депутатский запрос к генеральному прокурору Святославу Пискуну и председателю Службы безопасности Украины генерал-полковнику Игорю Смешко о предоставлении национальному парламенту полной информации относительно обстоятельств незаконной продажи за границу крылатых ракет и сопутствующего военного имущества в 1999-2001 гг. должностными лицами Государственной компании "Укрспецэкспорт" и Службы безопасности Украины. В обращении г-на Омельченко утверждалось, что перед этим крылатые ракеты были спрятаны на складах Министерства обороны Украины, хотя по документам, подписанным высокопоставленными должностными лицами этого министерства, они значились, как ликвидированные. В ответ Служба безопасности Украины сообщила, что в 2004 г. "выявленная и прекращенная деятельность международной преступной группы торговцев оружием, которая пыталась незаконно вывезти за пределы Украины 20 крылатых ракет воздушного базирования типов Х-55, Х-55М советского производства, способных нести ядерный заряд, а также другие товары военного назначения". 17 февраля 2004 г. Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту контрабанды крылатых ракет Х-55 и другого вооружения за границы Украины.

Х-55 - 1700-кг (впрочем, снабженная дополнительными топливными баками модель Х-55СМ несколько тяжелее) дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования, при полете огибающая рельеф местности на предельно малой высоте. Она предназначена для уничтожения с помощью ядерной боевой части мощностью 200 килотонн стратегических объектов с заранее известными координатами на удалении до 2500 км (модификация Х-55СМ - до 3000 км). Носителями этих ракет, официально принятых на вооружение Дальней авиации СССР 31 декабря 1983 г., являются тяжелые стратегические бомбардировщики Ту-95МС-6 и Ту95МС-16 (по классификации НАТО - Bear-H) и Ту-160 (по классификации НАТО - Blackjack). Ту-95МС-16 может нести 16 единиц Х-55, Ту-160 - 12 единиц Х-55СМ. После распада СССР часть ракет и их носителей осталась за пределами России. Как уже говорилось выше, в 1999-2000 г. 581 (по украинским данным - 587) крылатая ракета Х-55 и Х-55СМ была вывезена из Украины в Россию в счет долга Киева за поставки природного газа.

Но вернемся к контрабандной сделке. Следствием установлено, констатировалось в депутатском запросе г-на Омельченко, что в международной преступной группе, которая осуществила указанные незаконные операции по контрабанде за пределы Украины крылатых ракет, действовали: генеральный директор компании "Укравиазаказ", гражданин Украины Владимир Евдокимов; граждане России Олег Орлов, Евгений Шиленко, а также некто Г.К. Шкинев; гражданин Австралии Хайдер Сарфраз. В начале 2000 г. предприниматель Олег Орлов (которого в 2001 г. Совет безопасности ООН обвинял в незаконных поставках оружия в Анголу) и его представитель в Украине Евгений Шиленко предоставили через Государственную компанию "Укрспецэкспорт" ее дочернему предприятию - специализированной внешнеторговой фирме "Прогресс" - поддельный контракт от лица российской компании "Росвооружение" (предшественник нынешнего "Рособоронэкспорта") и фальшивый же сертификат конечного пользователя от Министерства обороны России на поставку в эту страну 20-ти крылатых ракет.

Григорий Омельченко утверждает: тогдашнему генеральному директору "Укрспецэкспорта" Валерию Малеву было известно, что крылатые ракеты вывозились в Россию, а в другие страны и что для этого использовались фиктивные документы. При этом в Иран было отправлено также наземное техническое оборудование для подготовки ракет перед полетом и откомандированы специалисты для обучения иранского персонала.

Что же касается судьбы как точно установленных, так и предполагаемых участников этой истории, то для большинства она оказалась весьма печальной. Арестованный в апреле 2004 г. единственный украинский обвиняемый в деле контрабанды крылатых ракет - бывший сотрудник Главного управления разведки (в настоящее время это самостоятельная Служба внешней разведки Украины) Службы безопасности Украины Владимир Евдокимов в июне 2005 г. получил 6 лет заключения. Остальным повезло еще меньше. В июле 2004 г. г-н Орлов был также арестован - в Чехии. Когда решался вопрос об его экстрадиции в Украину, Орлов перенес инсульт и практически перестал говорить: во время судебных заседаний россиянин едва мог произнести собственное имя и дату рождения. По словам адвокатов, он забыл английский и даже родной русский язык. Сначала официально считалось, что инсульт стал следствием слабого здоровья г-на Орлова. Однако во время его депортации из Чехии в Украину, сотрудники Службы безопасности Украины запретили любые контакты с подозреваемым, объяснив, что вынуждены принять строжайшие меры безопасности, так как в чешской тюрьме на подозреваемого было совершено покушение. Это не очень помогло - в июле 2007 г. Олег Орлов был задушен в госпитале следственного изолятора в Киеве неким Кулешовым (официально признанный невменяемым). Пятью годами ранее, в марте 2002 г. близкий к Президенту Леониду Кучме генеральный директор "Укрспецэкспорта" Валерий Малев погиб в загадочной автокатастрофе. В январе 2004 г., катаясь на квадроцикле, разбился генеральный директор S.H. Heritage Holding Limited Хайдер Сарфраз; он посредничал в контактах с иранской стороной. В том же месяце в ЮАР в своем автомобиле был взорван украинский бизнесмен Сергей Петров, бывший глава консалтинговой фирмы Far West Ltd. По некоторым данным, коммерсанта не устроила сумма, которую он получил от контрабандной сделки, после чего г-н Петров сдал компаньонов германской полиции...

Также по этому делу, кроме информации из заявлений господ Омельченко и Пискуна и коммюнике Службы безопасности Украины, есть ряд интересных уточняющих деталей, которые сообщил адвокат Богдан Ференц, защищавший в суде г-на Евдокимова. По его мнению, на основании имеющихся в материалах дела и проверенных в суде доказательств можно говорить о типичном мошенничестве относительно Ирана и Китая, которые старались получить оружие, а им поставили старых хлам. "Во-первых, - заявляет г-н Ференц - это были ракеты 1987 г. выпуска. Их эксплуатационных ресурс - восемь лет. Соответственно инструкциям, продлить его можно только с помощью конструкторов завода-изготовителя. Это не делалось. Также из Украины в Россию была вывезена вся техническая документация на эти ракеты. Все боеголовки - основная составляющая оружия - также были отправлены к России. Кроме того, в суде подвергли допросу бывшего главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова, который осматривал в Иране эти ракеты и утверждал: на них было написано - учебные и они были некомплектные". "Мы констатируем, что Ирану и Китаю оружие не поставлялось, - заявляет Богдан Ференц - Мы называем это "изделиями".

Через г-на Омельченко стало также известно, что Служба безопасности Украины возбудила еще одно уголовное дело: за "пособничество Владимиру Евдокимовну и другим лицам в совершении контрабанды" в отношении должностных лиц компании "Прогресс" - дочернего предприятия "Укрспецэкспорта" (украинского государственного монополиста в области экспорта и импорта военной и имеющей двойное назначение продукции) неких Самойленко (директор), Сенина (заместитель директора) и Бурковского. Однако расследование в отношении их не было завершено в связи с тяжелой болезнью Самойленко. Что, впрочем, не помешало этому господину быть свидетелем в уголовном деле против Владимира Евдокимова.

Наконец, Григорий Омельченко утверждает: обо всех сделках с оружием знал второй Президент Украины Леонид Кучма, и считает, что его действиям также надо дать правовую оценку. Но этого не было сделано даже в президентство Виктора Ющенко и вряд ли будет сделано при Президенте Викторе Януковиче.

Вместо заключения

В феврале 2004 г. Министерство иностранных дел Украины заявило: "Что касается ядерного оружия бывшего СССР, следует еще раз подтвердить, что, выполняя обязательства по двустороннему Соглашению с Российской Федерацией о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на центральные предзаводские базы Российской Федерации с целью их разукомплектования и уничтожения от 11 апреля 1992 года, Украина еще в мае 1992 года обеспечила вывоз в Российскую Федерацию всех тактических ядерных боеприпасов. 1 июня 1996 года завершился процесс вывоза с территории Украины в РФ стратегических ядерных боеприпасов. Таким образом, Украина своевременно и полностью выполнила свои обязательства относительно ядерного оружия, которое было унаследовано ею от бывшего СССР". В комментарии было также отмечено, что в ходе украино-российских консультаций в июле 2003 г. по вопросам выполнения двусторонних соглашений относительно ликвидации ядерных боезарядов, вывезенных с территории Украины, российская сторона подтвердила, что все ядерные тактические и стратегические боеприпасы вывезены с Украины и ликвидированы на соответствующих предприятиях Российской Федерации под надзором украинских наблюдателей.

Подчеркивался и тот факт, что в Министерстве обороны бывшего СССР существовала "жесткая тройная система контроля пономерного учета и наличия ядерных боеприпасов", которая в дальнейшем была унаследована 12-м (ядерно-техническим) Главным управлением Министерства обороны Российской Федерации. А "по завершении же вывоза ядерных боеприпасов с территории Украины совместной комиссией Министерства обороны Украины и Министерства обороны России был осуществлен пономерной учет вывезенных ядерных боеприпасов и были проверены хранилища, где такие боеприпасы хранились".

Это официальная позиция Украины, которой Киев придерживается и в настоящее время. Позиция эта имеет лишь один изъян - как показывают приведенные выше факты (причем - и это стоит особо подчеркнуть! - факты официально признанные), ей совершенно невозможно верить. Конечно маловероятно, что советское ядерное оружие, доставшееся Украине, попало "не в те руки". В противном случае его новые обладатели наверняка уже давно бы проявили себя с самой ужасной стороны. Но все же тайна судьбы советского "ядерного-наследства" в количестве не менее 180 тактических ядерных боеголовок и по меньшей мере нескольких стратегических ракет (межконтинентальных баллистических и крылатых) остается по прежнему неразгаданной.

P.S. Автор этой статьи является убежденным сторонником максимально широкого распространения общественно значимой (как и любой другой полезной) информации. Однако он категорически не приемлет подход, когда доступная бесплатно и свободно общественно значимая информация используется, чтобы делать на ней деньги. Поэтому автор заявляет: использование информации, содержащейся в этой статье, Стокгольмским международным институтом исследования мира (Stockholm International Peace Research Institute, более известный по аббревиатуре SIPRI) и его контрагентом в Украине - Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова возможно только с его (автора) письменного согласия. Остальные же физические и юридические лица могут пользоваться изложенной выше информацией абсолютно свободно - разумеется при условии ссылки на источник.


Гончаров Сергей Юрьевич

Сведения об авторе: Гончаров Сергей Юрьевич, 41 год.
e-mail: SergGontharov@yandex.ru
Образование:
Высшее: Киевский Национальный Университет им. Тараса Шевченко,
последипломное: Украинская Академия государственного управления при Президенте Украины

Опыт работы:

Опыт работы в журналистике:

1. Информационное агентство "Правда" - военные обозреватель - с ноября 2011 г.

2. Журнал "Экспорт вооружений" (Россия) - обозреватель по военно-промышленному комплексу Украины - с сентября 2005 г.

3. Журнал "Вiйсько Украiни" - внештатный обозреватель - с апреля 2008 г.;

4. Газета "Свобода" (не путать с одноименным агитационным листком г-на Тягнибока!) - редактор отдела журналистских расследований, военный и авиационный обозреватель - апрель 2000 - октябрь 2011 гг.;

5. Журнал "Industrial UKRAINE" - обозреватель по аэрокосмической тематике - март 2004 - ноябрь 2009 гг.;

6. Информационное агентство "АМИ Новости-Украина" - военный обозреватель - февраль-октябрь 2008 г.;

7. Журнал "Атташе. Военная дипломатия" - обозреватель - январь 2007 - март 2008 гг.;

8. Журнал "Defense Express. Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины" - обозреватель - июнь 2004 - октябрь 2006 гг.;

9. Газета "Киевский ТелеграфЪ" - редактор информационного блока "Национальная безопасность" (до этого - редактор блока "Наука и техника") и военный обозреватель (также публикации по экономической и политической тематике). По совместительству занимал также должность директора военных и энергетических программ Центра оценки политических рисков - август 2001 - август 2006 гг.;

10. Журнал "Финансовый директор" - обозреватель по тематикам государственное управление и топливно-энергетический комплекс - июнь 2001 - февраль 2006 гг.;

11. Журнал "Энергетическая политика Украины" - обозреватель по проблемам ядерной энергетики (также публикации на другие темы, связанные с топливно-энергетическим комплексом) - декабрь 2002 - апрель 2005 гг.;

12. Журнал "Генеральный Директор" - обозреватель, ведущий рубрики "Порочные стратегии" - сентябрь 2003 - декабрь 2004 гг.;

13. Аналитический еженедельник "Комментарии" - обозреватель по проблемам военно-промышленного комплекса (+близких отраслей промышленности - авиационной, ракетно-космической, судостроительной) и политический обозреватель (также статьи по проблемам транспорта и топливно-энергетического комплекса, региональные экономические обзоры) - февраль 2001 - июль 2003 гг.;

14. Автотранспортный журнал "UA SERVICE" - обозреватель - октябрь 2001 - март 2003 гг.;

15. "Round Trip" (русско/англоязычный информационно-развлекательный журнал для путешественников) - авиационный обозреватель - апрель 2001 - ноябрь 2002 гг.;

16. Журнал "Рынок напитков и табака" - член редколлегии, обозреватель по законодательству - февраль 2001 - январь 2002 гг.;

17. Газета "Наше життя" - редактор отдела экономики - июнь 1999 - сентябрь 2000 гг.

Публиковался также в ряде других (в т.ч. "Кyiv-Weekly", "АиФ-Украина", "Профиль-Украина", "Акцент", "Неизвестная разведка", "Тема", "Нацiональна безпека i оборона", российская газета "Независимое военное обозрение") печатных и электронных СМИ.

В 2002-2006 гг. являлся спичрайтером (тематика - ядерная энергетика) народного депутата Украины.

Опыт работы вне журналистики:

18. Министерство информации Украины - специалист I категории отдела государственной поддержки СМИ - 1997-1998 гг.;

19. Министерство машиностроения, ВПК и конверсии Украины (Финансово-Аналитический Центр) - ведущий специалист - 1995-1997 гг.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»