13.07.2011

Прайм-ТАСС

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Госдумой 29 июня 2011 г и одобренный Советом Федерации 6 июля

Закон регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, но его положения не применяются к отношениям в области обращения с отработавшим ядерным топливом.

Радиоактивные отходы подразделяются на:

- удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, не превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения;

- особые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.

Критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами, критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам устанавливаются правительством РФ.

В законе определены полномочия правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с радиоактивными отходами.

Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу законопроекта иные радиоактивные отходы, находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу законопроекта /за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности/ находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.

Пункты захоронения радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности госкорпорации "Росатом", а пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты временного хранения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов - в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.

В состав имущества пункта хранения радиоактивных отходов как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

В целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения, предусматривается создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, которая представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами, а также установленных требований к обращению с такими отходами. Порядок и сроки создания такой системы устанавливаются правительством РФ.

Государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, осуществляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном правительством РФ.

Радиационный контроль при обращении с радиоактивными отходами проводится в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Организация, эксплуатирующая пункт захоронения радиоактивных отходов, проводит радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, установленных для такого пункта захоронения, с учетом его последующего закрытия и необходимости проведения периодического радиационного контроля на период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов. Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

Закон устанавливает требования к захоронению и к обеспечению безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов, к регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, к обращению с накопленными радиоактивными отходами и пунктам их хранения, а также к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами и к организациям, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы.

Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения /лицензии/ на право ведения работ в области использования атомной энергии. Оказание национальному оператору услуг по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, услуг по эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют специализированные организации.

Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору. Национальный оператор определяется решением правительства РФ по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Национальный оператор осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает безопасное обращение с принятыми на захоронение радиоактивными отходами; обеспечивает эксплуатацию и закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов; выполняет функции заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов; подготавливает прогнозы объема захоронения радиоактивных отходов, развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и размещает соответствующую информацию на сайте национального оператора и сайте органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в сети Интернет; техническое и информационное обеспечение государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; иные виды деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами осуществляется за счет средств федерального, региональных, местных бюджетов, средств специального резерва, собственных средств или привлеченных средств юридических лиц, средств физических лиц, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Закон устанавливает особенности ввоза в РФ и вывоза из РФ радиоактивных отходов. Ввоз в Россию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения запрещен, за исключением отдельных случаев. Вывоз из России радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке ввезенного в РФ отработавшего ядерного топлива, допускается в случае, если это предусмотрено международным договором РФ. Отчисление в специальный резерв средств на захоронение радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке такого отработавшего ядерного топлива, не осуществляется.

В случае, если закрытый источник ионизирующего излучения был ввезен в РФ, разрешается возврат отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения. Порядок возврата отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения устанавливается правительством РФ.

Законом разрешается возврат в Россию отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в РФ, в том числе для цели их переработки или захоронения. Финансирование мероприятий по возврату отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в РФ, осуществляется организацией - экспортером закрытого источника ионизирующего излучения. Порядок возврата в Россию отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в РФ, в том числе для цели их переработки или захоронения, устанавливается правительством РФ.

Ущерб, причиненный вследствие нарушения требований в области обращения с радиоактивными отходами жизни, здоровью или имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, окружающей среде, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ.

Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. В течение двух лет со дня его вступления в силу или в течение одного года с момента возникновения права собственности на пункты захоронения радиоактивных отходов юридические лица, являющиеся собственниками таких пунктов, отчуждают их в соответствии с гражданским законодательством в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном правительством РФ. Перечень имущества, входящего в состав отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов как имущественного комплекса, определяется правительством РФ по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Юридическому лицу в случае отчуждения пункта захоронения радиоактивных отходов возмещается стоимость имущества такого пункта, уменьшенная на величину затрат, необходимых для его последующей эксплуатации и закрытия. Стоимость имущества пункта захоронения радиоактивных отходов, затраты на его эксплуатацию и закрытие подлежат оценке в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность. В случае, если затраты на дальнейшую эксплуатацию и закрытие отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов превышают стоимость имущества пункта захоронения радиоактивных отходов, юридическим лицом, передающим такой пункт, возмещается стоимость его последующей эксплуатации. При этом размер возмещения не может превышать стоимость эксплуатации такого пункта захоронения в течение 5 лет. Возмещение затрат на последующую эксплуатацию отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов осуществляется в течение 5 лет с момента передачи такого пункта в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Лицензии на пользование недрами в целях захоронения радиоактивных отходов и разрешения /лицензии/ на право ведения работ в области использования атомной энергии в части сооружения, эксплуатации и закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов, выданные до вступления закона в силу, будут действовать в течение двух лет со дня его вступления в силу. По истечении этого срока такие лицензии и разрешения /лицензии/ подлежат переоформлению на национального оператора в порядке, установленном законодательством РФ.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»