04.06.2010

Карен Деянг

The Washington Post & InoSmi.ru

Обама пересматривает стратегию национальной безопасности

Президент Обама предложил широкий пересмотр стратегических приоритетов США и заявил, что Соединенные Штаты должны воскресить свою собственную экономическую, нравственную и инновационную мощь, если хотят и дальше играть ведущую роль в мире

Так же, как и после Второй мировой войны, Соединенные Штаты должны сформировать новый международный порядок и систему мировых институтов, отражающих действительность 21-го века, в которой "величие Америки не гарантировано", заявил Обама в 52-страничной "Стратегии национальной безопасности", выпущенной в четверг утром.

"В то время как мы ведем войны перед нами, мы должны видеть и горизонт за ними, - пишет он во вступлении к документу. - Чтобы попасть туда, мы должны проводить стратегию национального обновления и мирового лидерства - стратегию, восстанавливающую основание американской силы и влияния".

Это первый отчет, подготовленный Обамой в соответствии с законом 1986 года, требующим, чтобы президент представлял Конгрессу ежегодный стратегический доклад. Предыдущие администрации очень нерегулярно придерживались этого требования: за два своих президентских срока Джордж У. Буш выпустил лишь два доклада по национальной безопасности - в 2002 и 2006 гг.

Документ определяет приоритеты администрации в правительстве и сообщает их Конгрессу, американскому народу и всему миру. Он также предназначен играть роль обрамления для документов по стратегии, готовящихся другими подразделениями правительства, включая стратегию национальной обороны, которую разрабатывает Пентагон.

Новая доктрина Обамы представляет собой полный разрыв с односторонним военным подходом, который его предшественник пропагандировал после терактов 11 сентября.

Буш умерил свой пыл ближе к окончанию своего президентского срока, но стратегия Обамы предлагает "широкое понимание того, на чем основывается наша национальная безопасность", говорится в документе.

Военное превосходство должно быть сохранено, и "Соединенные Штаты остаются единственным государством, способным вести крупномасштабные военные операции на дальнем расстоянии", говорится в докладе. Но, "когда мы злоупотребляем нашей военной мощью или не используем дополнительные инструменты или действуем без партнеров", говорится в документе, "то наши вооруженные силы чрезмерно напряжены. Американцы несут тяжелую ношу, а наше мировое лидерство слишком ассоциируется лишь с военной силой".

В стратегии упоминаются четыре "постоянных национальных интереса", "неразрывно связанных" между собой: безопасность, процветание, ценности и международный порядок.

"Нам очень хотелось, чтобы этот документ представлял соответствующий контекст нашего времени", - заявил в интервью Бенджамин Роудс (Benjamin Rhodes), заместитель по стратегическим коммуникациям советника по национальной безопасности.

Повторяя, что международное сотрудничество является главным вариантом действий против угроз национальной безопасности, - и именно это Обама подчеркивал все 16 месяцев, что он занимает офис президента - стратегия подчеркивает его приверженность нераспространению ядерного оружия и борьбе с глобальным потеплением. Обама предварительно ознакомил публику с элементами этого документа в субботу, когда заявил выпускникам военной академии Уэст-пойнт, что "Америка не преуспела, выйдя из потока сотрудничества".

В ходе срежиссированной серии мероприятий госсекретарь Хиллари Клинтон обсудит дипломатические элементы доктрины в своей речи, которая будет произнесена в четверг, в то время как советник Обамы по национальной безопасности Джеймс Джоунс объяснит стратегию на встрече с членами Клуба иностранных корреспондентов (Foreign Press Club).

В среду Джон Бреннан (John O. Brennan), высокопоставленный советник Обамы по борьбе с терроризмом, обсудил элементы стратегии, относящиеся к внутренней безопасности, и сказал, что документ "недвусмысленно осознает угрозу, которую представляют для Соединенных Штатов люди, ставшие радикалами прямо здесь, дома".

В своей речи, произнесенной в Центре стратегических и международных исследований, Бреннан описал "новую стадию" тактики аль-Каиды, в рамках которой лица, не подходящие под "традиционный профиль [террориста]" пытаются провести довольно несложные нападения. Он упомянул Умара Фарука Адбулмуталлаба, нигерийца, подозреваемого в провалившейся рождественской попытка взорвать самолет, и Файсала Шахзада, американца пакистанского происхождения, который, как утверждают, припарковал в этом месяце на Таймс-сквере машину, начиненную взрывчаткой.

"В то время, как наши враги адаптируют и меняют свои тактики, - сказал Бреннан, - мы тоже должны постоянно адаптироваться и менять наши тактики, не в сумасшедшей спешке, обусловленной страхом, а вдумчиво и обоснованно, так, чтобы это укрепляло нашу безопасность и еще больше лишало легитимности действия наших врагов".

Косвенно отвергая антитеррористическую риторику администрации Буша, Бреннан сказал, что "нашим врагом является не терроризм, потому что терроризм - это всего лишь тактика. Нашим врагом является не террор, потому что террор - это состояние души, и мы, американцы, отказываемся жить в страхе".

"Мы также не характеризуем наших врагов как джихадистов или исламистов", - сказал Бреннан, потому что использование этих религиозных терминов "играет на руку ложному ощущению" того, что аль-Каида и ее компаньоны - это "религиозные лидеры, защищающие святое дело, когда, на самом деле, они простые убийцы".

"Соединенные Штаты ведут войну, - сказал он. - Мы ведем войну против аль-Каиды и ее террористических отделений".

Администрация "будет бороться" с экстремистами "везде, где они плетут заговоры и проходят подготовку в Афганистане, Пакистане, Йемене, Сомали и других странах", - сказал Бреннан, но "[Вашингтон] будет пользоваться силой разумно, понимая, что нам часто нужен не молот, а скальпель".

"Когда мы знаем о террористах, плетущих против нас заговор, у нас есть обязанность предпринять действия, чтобы защитить себя, и мы будем так делать, - сказал Бреннан. - В то же время, действие, уничтожающее единственного террориста, но приводящее к смертям среди гражданского населения может возбудить местное население и создать гораздо больше проблем - тем самым, мы одержим тактическую победу, но это приведет к стратегическому провалу".

В то время как Соединенные Штаты укрепляют свою внутреннюю и международную оборону, основным оружием США остаются американские ценности и жизненная стойкость, сказал советник президента.

"Террористы могут попытаться принести смерть в наши города, но именно мы должны решить, что делать - придерживаться законов или постепенно разрушать их: реагировать мудро и эффективно или наносить удары так, чтобы возбуждать целые регионы и подливать масла в огонь ожесточенного экстремизма. Это наш выбор. С помощью этой стратегии: президент Обама и администрация предлагают наш ответ".

Стратегический доклад говорит, что администрация сделает "все возможное, чтобы предотвратить эти опасности: но мы также понимаем, что не сможем отпугнуть или предотвратить все угрозы. Поэтому мы также должны укреплять нашу жизнестойкость - способность адаптироваться к меняющимся условиям и готовиться к потрясениям, противостоять им и быстро восстанавливаться, если они все-таки произойдут".

В документе повторяется обещание Обамы закрыть следственный изолятор в Гуантанамо, но в нем не содержится никакой информации о том, как и когда это произойдет. В нем также звучат обновленные обязательства администрации "предать террористов правосудию: в соответствии с господством закона и нормами отправления правосудия" и звучит призыв к "долговременному правовому подходу, согласующемуся с нашей безопасностью и нашими ценностями".

В стратегии заново утверждается уже знакомая стратегия администрации в отношении Ирака, Афганистана и Пакистана, а также Ирана и Северной Кореи. В документе также говорится, что "наши отношения с нашими европейскими союзниками остаются краеугольным камнем взаимодействия США с миром". Кроме того, в нем говорится о крепком американском партнерстве с азиатскими державами, включая Японию и Южную Корею, и о союзниках по Западному полушарию - Канаде и Мексике.

В докладе кратко упоминается Израиль и говорится, что важно поддерживать с этой страной "крепкие партнерские отношения". В нем также выражается поддержка "долгосрочной интеграции" Израиля в ближневосточное пространство. Однако в том же абзаце говорится и о том, что Соединенные Штаты "продолжат развивать наши ключевые отношения в сфере безопасности" с арабскими государствами, включая Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию и другие государства Персидского залива.

В документе говорится, что центральным элементом стратегии администрации станет расширение взаимодействия США с "другими ключевыми центрами влияния - включая Китай, Индию и Россию, а также с государствами, чье влияние растет, такими как Бразилия, Южная Африка и Индонезия". В нем упоминается о ранее озвученном сдвиге от "большой восьмерки" к "большой двадцатке", которая превращается в "главный форум международного экономического сотрудничества".

Стратегический доклад заканчивается на несколько мечтательной ноте, заявляя, что внутренний и международный прогресс будет зависеть от "широкого и двухпартийного сотрудничества", чье отсутствие "ставит Соединенные Штаты в неблагоприятное стратегическое положение".

"На протяжении всей "холодной войны", даже когда существовали напряженные разногласия по поводу определенных планов действий, оставалась уверенность в том, что политических лидеров Америки объединяют общие цели, даже если они и стремятся по-разному их достичь, - говорится в документе. - В сегодняшней политической обстановке, благодаря действиям обеих партий, в нашем обсуждении национальной безопасности периодически отсутствует это ощущение общей цели".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»