06.11.2008

Вадим Маркушин

Красная звезда

Момент ответственности

Mинистр обороны США Роберт Гейтс дважды выступал с программными тезисами относительно обновления существующей национальной ядерной стратегии

Итак, сенатор-демократ из Иллинойса Барак Обама стал первым в истории афроамериканцем, избранным на пост президента США. Обобщая полученную из Вашингтона информацию об убедительной победе Обамы, агентство ИТАР-ТАСС подчеркивает, что этот факт выглядит особенно внушительным в свете беспрецедентно высокой явки избирателей.

Победа демократов была провозглашена американскими СМИ досрочно - настолько явной была недосягаемость их выдвиженца. Почти сразу после этого с признанием своего поражения выступил сенатор-республиканец Джон Маккейн, сообщив публике, что он позвонил Обаме, поздравил его с победой и пообещал полную поддержку в решении стоящих перед страной проблем. Избранный президент с благодарностью принял эти заверения. Вслед за Маккейном ему позвонил с поздравлениями и действующий глава государства Джордж Буш.

Около полуночи по местному времени Обама сам вышел к своим ликующим сторонникам в одном из чикагских парков. Он произнес яркую речь, напоминавшую местами проповедь. Лейтмотивом ее были необходимость сплоченности нации для решения общих задач и уверенность в том, что все эти задачи для США посильны. Внешнему миру новый американский лидер адресовал заверения о "близкой заре нового американского лидерства" и готовности США как поддержать всех своих друзей и союзников, так и одолеть любых предполагаемых врагов.

Триумфальные для демократов итоги голосования стали крупнейшим политическим провалом для республиканцев и лично Буша. Его предвещали как американские, так и зарубежные эксперты. А в последние недели они всерьез заговорили и о том, что страна стоит на пороге крупной идейно-политической трансформации. "Мы наблюдаем окончание 40-летнего периода консервативного господства в американской политической жизни, начавшегося в 1968 году с Ричарда Никсона и закрепленного Рональдом Рейганом", - цитирует ИТАР-ТАСС политолога из Университета Джорджа Вашингтона Ричарда Смита.

Опросы на выходе с участков для голосования подтвердили, что наивысший приоритет для американцев на нынешних выборах имеют экономические проблемы собственной страны. Что понятно, ведь Америка переживает самый острый финансовый кризис со времен Великой депрессии прошлого века. В то же время избирателей продолжают волновать некоторые острые внешнеполитические проблемы, включая, естественно, перспективу завершения войны в Ираке. Не на последнем месте стоит и тема американо-российских отношений. Эксперты ее увязывают прежде всего с вопросом стратегической стабильности.

На это, кстати, указал и министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая в Токио на вопросы после лекции о политике Москвы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "Мы хотели бы, чтобы новый президент США проанализировал эту ситуацию, - сказал он. - Это крайне важно не только в контексте поддержания стратегической стабильности, но и в контексте сохранения глобальной безопасности. Ядерные державы, в том числе Россия и США, должны учитывать степень своей ответственности в этой сфере. Мы готовы обсуждать все эти вопросы с нашими американскими партнерами. Но, как представляется, трудно будет вести обсуждение этих проблем только в двухстороннем формате. Поэтому мы выступаем за подключение к этому диалогу и других стран, в том числе официально не признанных ядерных держав".

Между тем на прошлой неделе министр обороны США Роберт Гейтс по меньшей мере дважды выступал с программными тезисами относительно обновления существующей национальной ядерной стратегии. Сигналы из Пентагона были тотчас приняты и ретранслированы мировыми информационными агентствами. Такая их реакция указала на глобальную значимость факта.

Выступления Гейтса прозвучали как заветы новому политическому руководству Соединенных Штатов независимо от того, каким оно окажется по результатам президентских выборов. Главная озабоченность министра заключается в том, что США на протяжении последних полутора-двух десятилетий позволили себе некое "легкомысленное расслабление" в сфере ракетно-ядерного сдерживания и вот теперь оказались перед угрозой отставания от других игроков на этом поле соперничества. По мнению Гейтса, Великобритания, Франция, Китай и Россия все это время не дремали, а модернизировали свои потенциалы сдерживания. Поэтому Америке сейчас, дескать, предстоит напряженно потрудиться, чтобы переломить опасную для ее национальной безопасности тенденцию.

"Трудиться" надо будет по трем основным направлениям (исходя из того, на чем настаивает глава Пентагона).

Во-первых, ликвидировать образовавшийся в области разработки и производства ядерных средств возрастной кадровый вакуум. Так, управление национальной ядерной безопасности за последние годы потеряло четверть своих сотрудников. И вообще, указал Гейтс, контингент специалистов такого профиля существенно постарел. Тем, кто работает в ядерных лабораториях, перевалило за пятьдесят, а молодежная смена не обучена. Плюс к этому США якобы испытывают "утечку мозгов" в этой области.

Во-вторых, национальная система ядерного сдерживания уже столкнулась с проблемой физического старения хранящихся на складах средств. По словам Гейтса, ядерные боезаряды не производились с начала 1990 годов, а не разрабатывались с 1980-х. Начиная с 1992 года не проводилось ядерных испытаний. Возникшая ситуация требует "принятия мер по трансформации стареющего, слишком большого и слишком дорогого ядерного оружейного комплекса времен "холодной войны".

В-третьих, считает министр обороны США, следует незамедлительно вернуться за стол переговоров с русскими и заключить новое соглашение взамен Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в конце 2009 года. Новый документ, особо подчеркнул Гейтс, должен быть не столь объемным и несложным в плане выполнения его положений, "так как мир постоянно меняется". Американо-российский договор, добавил министр, приведет к дальнейшему сокращению ядерных арсеналов двух держав. Он сохранит действующие сейчас процедуры верификации, а также позволит вносить поправки "в случае возникновения угроз".

К месту тут будет напомнить, что еще год назад в Вашингтоне говорили о плане производства боеголовки нового типа - так называемой "надежной замещающей боеголовке". Кроме того, были сообщения о разработке сверхточных ракет с неядерными боезарядами, способных наносить удары по любому объекту на планете. Проект так и назывался - "Быстрый глобальный удар".

И вот теперь - новый акцент, на ядерное оружие. Причем не как на сдерживающее политическое средство, а как на средство прицельных ударов по конкретным целям. Это ясно из того, как его пытаются представить законодателям и широкой публике.

Что сие может означать? Перестройку стратегического мышления в период, когда США теряют влияние в мире финансов? Вполне возможно. Мол, там, где не сумеем применить долларовый аргумент, применим аргумент ядерный. Неуважение и непослушание будем лечить "хирургически". Точно, но больно.

Конечно, может произойти и нечто маловероятное, и новый президент США подвергнет радикальной ломке стиль прежней администрации в мировых делах. Все может быть. Правда, пока на такой поворот могут надеяться лишь неисправимые оптимисты. Те же, кто профессионально занимается отмеченной тематикой, не считают возможной революцию - ни в ракетно-ядерной стратегии США, ни в американо-российских отношениях.

В частности, на такой точке зрения настаивает председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. "Слишком много накопилось противоречий между нашими странами", - пояснил он свою позицию корреспонденту ИТАР-ТАСС. Развивая мысль, сенатор добавил, что следует ожидать "не теплоты, а продолжения выборочного сотрудничества между нами, прежде всего в области нераспространения оружия массового уничтожения и борьбы с терроризмом".

"В команде Обамы достаточно тех, кто к России, мягко говоря, относится холодно, например, представители восточноевропейского лобби под руководством Бжезинского и Олбрайт", - напомнил Маргелов. Так что работы по элементам американской ПРО в Восточной Европе США вряд ли свернут. Президенты не управляют Америкой в одиночку, они действуют соответственно принятым правилам и "на благо страны".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»