16.05.2008

Джуди Демпси

The International Herald Tribu

ПРО для чехов и поляков одна, а ощущение угроз разное

Польские страхи по поводу России не вполне соответствуют тому осторожному повороту в сторону сотрудничества, который осуществляет Вашингтон

ВАРШАВА - Когда Соединенные Штаты Америки присылают в Чехию и Польшу своих переговорщиков по вопросу противоракетной обороны, элементы которой администрация Буша намерена разместить в этих странах, те сталкиваются с удивительно разным отношением.

В Чехии, где переговоры практически подошли к концу, администрация имеет дело с правительством, считающим, что угроза, защиту от которой должен обеспечить этот противоракетный щит, исходит от Ирана и прочих деструктивных режимов.

"Наши соображения в пользу размещения у себя радаров основаны на том, что у нас единое мнение относительно угроз", - говорит эксперт по вопросам безопасности из пражского Института международных отношений Никола Гинек (Nikola Hynek).

Но в Польше, которая традиционно считается одним из ближайших союзников США в этой части Европы, правоцентристская коалиция Дональда Туска (Donald Tusk) занимает совершенно иные позиции. Она считает, что угроза исходит со стороны России, а не с Ближнего Востока.

"Взгляните на наши тылы. Там Россия. Между Россией и Грузией существует напряженность. Неопределенная ситуация на Украине, непредсказуемая обстановка в Белоруссии, - говорит директор варшавского независимого исследовательского центра demosEuropa Павел Свебода (Pawel Swieboda), - именно этим объясняется польская позиция в вопросах безопасности".

Такая разница в представлениях оказывает свое влияние и на переговоры по ПРО. Чешское правительство Мирека Тополанека (Mirek Topolanek) вручило Вашингтону очень скромный перечень пожеланий. Было довольно мало пререканий и споров по поводу расходов, обеспечения безопасности и охраны радиолокационных установок ПРО, количества рабочих мест, которые должна будет предоставить база. Чехи попросили привлечь к разработке системы ПРО их ученых, а также создать проекты совместного производства для американской и чешской промышленности. Для политиков, министерства обороны и научного сообщества это предоставляет хорошую возможность повысить уровень чешских технологий и профессиональных знаний. Соединенные Штаты на это согласились, хотя пока не ясно, готовы ли они поделиться самими ракетными технологиями.

Когда Туск и его министр иностранных дел Радек Сикорский (Radek Sikorski) выдвинули свои требования, американские переговорщики были ошеломлены, особенно в связи с тем, что предыдущее националистическое и консервативное правительство во главе с Ярославом Качиньским (Jaroslaw Kaczynski) никаких условий не выдвигало. "Поляки стали очень несговорчивы", - говорит старший вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Стивен Флэнаган (Stephen Flanagan).

Поляки, по крайней мере, на сегодняшний день, согласны на размещение у себя до 10 ракет-перехватчиков. Как объяснил польский министр обороны Богдан Клич (Bogdan Klich), это их шанс получить от США тот "зонтик безопасности", который им не могут дать ни НАТО, ни Евросоюз.

Однако в переговорной позиции польской стороны есть своя особенность. Ее официальные представители заявляют, что после того, как США развернут систему ПРО на их территории, Польша станет более уязвимой - и не для атак с дальних рубежей, со стороны Ирана, например, а для нападений гораздо более близкого соседа, такого как Россия. Поэтому правительство Туска настаивает на том, чтобы Соединенные Штаты дали согласие на модернизацию польской системы ПВО, поставив, например, зенитные ракеты "Пэтриот". Во время переговоров с польским руководством складывается впечатление, что если Варшава и хочет наладить долговременные и более ровные отношения с Кремлем, то ей для этого необходима сначала некая подпорка для системы безопасности в виде противоракетного щита и ракет "Пэтриот".

Поляки ведут себя неуступчиво из-за того, что считают: администрация Буша хочет завершить эти переговоры до смены власти в Белом Доме в январе. "Противоракетная оборона - это один из вопросов наследия", - говорит Флэнаган. Пусть так, но поляки проводят очень рискованную политику.

Несмотря на громкие заявления Владимира Путина, который, находясь на посту президента России, предостерегал о возможном начале новой "холодной войны", если американцы развернут свой щит в Центральной Европе, Вашингтон и Москва недавно подписали два важных соглашения. Во время апрельской встречи в Сочи президенты Джордж Буш и Путин договорились возродить специальный механизм стратегического взаимодействия, в рамках которого стороны будут проводить регулярные консультации по наиболее важным вопросам. На прошлой неделе они договорились о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с привлечением к совместной работе российских и американских компаний. Кроме того, американская промышленность должна получить разрешение на продажу в Россию ядерных материалов, реакторов и их важнейших компонентов.

Таким образом, польские страхи по поводу России не вполне соответствуют тому осторожному повороту в сторону сотрудничества, который осуществляет Вашингтон.

"Польша знает, что система противоракетной обороны не создает опасности для России. Россия также знает это. Именно поэтому у США могут возникнуть сомнения и вопросы по поводу просьбы Польши о модернизации ее ПВО", - говорит Флэнаган. В любом случае, добавляет он, Польше не о чем беспокоиться, поскольку НАТО придерживается положений Статьи V своего устава, в которой написано, что альянс придет на помощь любому своему члену, если тот подвергнется нападению либо если возникнет угроза такого нападения.

Польша отчаянно торгуется с администрацией Буша и по другой причине - она хочет получить компенсацию. Поляки считают, что с ними обращаются несправедливо с момента начала операции в Ираке в 2003 году. Польше отчаянно не хватало денежных средств, новых бронетранспортеров, и прочей бронированной техники для войск. Поэтому, когда Испания по решению своего нового социалистического правительства весной 2004 года вывела свои войска из Ирака, Польша заполнила образовавшуюся брешь. Она направила туда почти 2000 военнослужащих, и несмотря на потери, снижение поддержки в обществе и нехватку ресурсов, по-прежнему держит там свой контингент.

Но взамен она надеялась получить некую компенсацию, например, проекты реконструкции в Ираке, или, по крайней мере, отмену США визового режима для польских граждан. Ни того, ни другого она от администрации не получила. "Мы тянули лямку в Ираке, а теперь посылаем войска в Афганистан, - говорит Свебода, - правительство в Варшаве считает, что США не очень активно откликаются на упования Польши, и не принимают всерьез наши соображения". В результате правительство Туска решило выжать из Буша максимум в последние месяцы его пребывания у власти, будучи убежденным в том, что нынешняя администрация твердо намерена подписать соглашение по ПРО до своего ухода.

Если поляки получат то, чего добиваются, то их переговорная стратегия оправдает себя. Если нет, полякам придется делать выбор: снизить уровень своих требований или отказать США в развертывании ракет. В любом случае, отношение Польши к Соединенным Штатам изменится. Варшава поймет, что быть активным сторонником НАТО недостаточно. Надо дополнительно иметь и хорошие переговорные козыри на руках.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»