01.03.2008

Прайм-ТАСС

Последнее "китайское" предупреждение. Россия шантажирует Иран, пугая его возможными санкциями

Накануне заседания Совбеза ООН, на котором будет обсуждаться иранский вопрос, Россия не исключила того, что может поддержать санкции в отношении Исламской республики, если она не откажется от дальнейших работ по обогащению урану. Означает ли это, что Москва готова "сдать" своего стратегического партнера американцам, которые вожделенно мечтают о том, чтобы наказать строптивый Иран? Это первый интригующий вопрос накануне заседания в Нью-Йорке, которое состоится 29 февраля. Производным от него можно считать не менее "скандальные" ожидания относительно того, отважатся ли США начать войну против Ирана?

Россия может поддержать новый набор санкций Совбеза ООН против Ирана, если он не прекратит работы по созданию реактора на тяжелой воде. Этого не исключил постоянный представитель РФ Виталий Чуркин, подчеркнув, что такой "план" Москвы может сработать при определенных обстоятельствах. Он подчеркнул, что Россия в рамках "шестерки" неоднократно принимала на себя определенные обязательства по иранскому вопросу, да и сейчас "без энтузиазма относится к предложению о санкциях против Ирана". Москва не теряет надежды выработать единую позицию в отношении иранской ядерной проблемы, отметил В.Чуркин. По его словам, в последнее время Тегеран подает сигналы в отношении исполнения международных требований, что, в свою очередь, дает основания полагать, что страна приостановит свою ядерную программу.

В "пакете" новых санкций значатся два иранских банка и две транспортных компании. Кроме того, под контроль могут быть поставлены иранские финансовые структуры и ряд наименований грузов, которые ввозятся или, наоборот, вывозятся из Ирана.

Между тем, РФ, заявляя о возможности присоединения страны к санкциям против Ирана, полагает, что новые ограничения не должны коснуться российско-иранских проектов в сфере "мирного" атома, в частности, АЭС в Бушере, строительство которой планируется завершить в 2008 г. По контракту, стоимость которого оценивается в 1 млрд долл, Иран уже получил российское ядерное топливо /82 т обогащенного урана/ для работы атомной станции на первом этапе. Кроме того, на территорию Ирана уже "внедрился" "Газпром" и ведет там разработку газовых месторождений.

Экономическое сотрудничество Москвы и Тегерана следует рассматривать в рамках стратегического партнерства двух стран в политической сфере, и российско-иранский альянс является частью современной геополитической "картинки" мира. Именно стойкое представление о том, что дружба РФ и Ирана не подлежит ревизии и носит прагматичный характер, в частности, служит противовесом американским амбициям в этом регионе, является "охранной грамотой" для Тегерана в рамках дискуссий по иранской ядерной проблеме в формате Совбеза ООН.

Напомним, что Совбез ООН уже дважды принимал санкции в отношении Ирана - в декабре 2006 г и в марте 2007 г. Первая их "очередь" не допускала "поставки, продажи или передачу" товаров, связанных с ядерной программой Ирана. Вторая ограничивала деятельность иранского банка Sepah и еще 28 физических и юридических лиц, многие из которых были связаны с Корпусом стражей исламской революции, объявленным США террористической организацией. Как известно, западные страны во главе с США обвиняют Иран в стремлении создать собственное ядерное оружие: реактор на тяжелой воде позволяет производить плутоний, который так же, как и высокообогащенный уран, может быть использован для создания ядерной бомбы. Сам Иран категорически отрицает подобные обвинения, и утверждает, что его ядерная программа направлена исключительно на производство электроэнергетики.

До последнего момента РФ предпочитала придерживаться мнения о том, что разработки Тегерана в ядерной сфере носят исключительно мирный характер. До сих пор Россия не соблюдала санкций Совбеза ООН в отношении Ирана, солидаризируясь по этой проблеме с Китаем. Пока ничего не известно о том, какой линии будет придерживаться Китай, если Россия сменит по отношению к Ирану гнев на милость.

Арбитром в споре двух противоположных "лагерей" внутри "шестерки" традиционно пытается выступить МАГАТЭ. Однако позиция этой международной организации подобно флюгеру - в конце прошлого года МАГАТЭ заявила, что инспекции на ядерные объекты Ирана проходили фактически беспрепятственно и есть весомые основания полагать, что Тегеран не готов делать ядерную бомбу. Но на прошлой неделе, после очередной серии проверок ядерных объектов, МАГАТЭ сообщила, что Тегеран не смог предоставить "надежных гарантий" того, что ядерные разработки не несут военной угрозы. Кстати, В.Чуркин, говоря о возможной поддержке РФ санкций против Ирана, счел нужным объяснить такой "разворот" в позиции Москвы, в частности, последними "неутешительными" данными МАГАТЭ.

Какая "черная кошка" пробежала между Москвой и Тегераном, и почему РФ неожиданно для всех, анонсирует возможность своего присоединения к антииранским действиям? С такими вопросами ПРАЙМ-ТАСС обратился к руководителю Центра политической информации Алексею Мухину.

Самой первой фразой он фактически лишил предстоящее заседание Совбеза ООН элементов скандальности, сказав, что "изменение позиций России по Ирану носит исключительно косметический характер". По его словам, таким словесным демаршем Москва хочет "сподвигнуть Иран на выработку внятной стратегии" в рамках существующего российско-иранского партнерства. "Тегеран признает Москву стратегическим партнером, но с другой стороны позволяет себе вести двойную игру, в частности, нередко привлекая Азербайджан, тот же Китай к решению важных вопросов в обход России", - размышляет А.Мухин.

По его мнению, "отсутствие у Ирана четкой стратегической линии в отношении РФ отчасти объясняется тем, что нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не располагает полнотой власти в стране, его положение крайне неустойчиво, и он находится в зависимости от религиозных лидеров страны, в частности, духовного лидера Исламской республики аятоллы Али Хаменеи".

"Лавирование Ирана раздражает Россию, - продолжает А.Мухин. - Москва устала наблюдать за тем, как Тегеран все чаще смотрит, как говорится, на сторону".

Напрашивается вывод о том, что заявление РФ о том, что она может присоединиться к санкциям против Ирана - не более чем дипломатическая риторика, далекая о практической реализации. Возможно, Москва решила "надавить" на Тегеран, резонно полагая, что это станет действенным инструментом воздействия на заигравшийся в самостоятельность Иран. "Не прекращаются консультации России и Ирана по согласованию позиций по ряду стратегических вопросов", - говорит А.Мухин. Если это так, то "ядерный шантаж" Москвы по отношению к Ирану может оказаться действенным инструментом воздействия на партнера и возможность вернуть Иран в пророссийское "русло".

"Как только у России с Тегераном начинаются проблемы, США тут же выступает в роли экономического конкурента Москвы", - подмечает А.Мухин. Он уверен, что интересы РФ в Иране, в первую очередь, лежат в экономической сфере. Из этого следует, что политическая поддержка Москвой Тегерана не более чем хеджирование экономических "запросов" РФ в этой стране.

Понятно, что богатый нефтью Иран представляет интерес и для "прожорливой" Америки. Однако силовые действия в отношении Тегерана со стороны Вашингтона сегодня не актуальны. "Процесс объявления войны американцами против Ирана в условиях финансового кризиса не выгоден США", - полагает А.Мухин. Он говорит, что, начав войну в Иране, американцы рискуют "взорвать ООН". "В ООН нет единой позиции относительно целесообразности военной операции американцев в том же Ираке. Британия, главный союзник США в войне против режима Саддама Хусейна, в результате не получила тех преференций, на которые рассчитывала. А все сливки снова сняли американцы", - считает А.Мухин.

Наученная горьким опытом, Британия будет против начала военных действий в Иране. Между тем, в условиях слабеющей экономики, американцы в одиночку не смогут финансово "осилить" еще одну войну за воцарение демократии в стране, примыкающей к "оси зла". Поэтому ничего "революционного" в заявлении постпреда РФ при ООН В.Чуркина о том, что проект новой резолюции ООН по Ирану исключает применение силы, нет. Заведомо мирный характер этой борьбы в определенной степени развязывает руки Тегерану и позволяет ему продолжить дальнейшее препирательство с "шестеркой" по проблемам своей ядерной программы. Руководство Ирана уже заявило о том, что угроза новых санкций не будет критична для экономики страны. Получается, что Тегеран снова переигрывает "зубров" из Совбеза ООН?




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»