30.11.2007

Дэвид Стаут

The New York Times & Inopressa

Никсона тревожил ядерный арсенал Израиля

В июле 1969 года, пока мир зачарованно наблюдал за полетом "Аполлона-11" к Луне, президент Ричард М. Никсон и его ближайшие советники втайне беспокоились из-за возможной гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке. Главную тревогу у них вызывал не один из потенциальных врагов США, но государство, которое принадлежало к лучшим друзьям Америки.

"Израильтяне - один из немногих народов, дальнейшему существованию которых угрожает неподдельная опасность - наверно, с наибольшей вероятностью, чем едва ли не любая другая страна, действительно могут применить свое ядерное оружие", - написал Никсону его советник по национальной безопасности Генри Э. Киссинджер в меморандуме, датированном 19 июля 1969 года. Этот документ, как и целый ряд других, был недавно рассекречен.

Израильская программа разработки ядерного оружия, существования которой Израиль доселе никогда не подтверждал и не подтверждает официально, началась, как считалось, как минимум за несколько лет до 1969 года, но для новоиспеченной администрации Никсона она создавала особые проблемы. Начнем с того, что президент США готовился к визиту израильского премьера Голды Меир, которая тоже первый год находилась на своем посту, но ее жесткий характер уже успел стать легендой.

Следовало ли Вашингтону настаивать, чтобы Израиль обуздал свои разработки ядерного оружия? И что делать Соединенным Штатам, если Израиль откажется? Возможно, решением проблемы была сознательно-амбивалентная позиция. Америка также могла просто прикинуться, будто не знает, что затевает Израиль. Эти варианты, в числе других, Киссинджер предложил Никсону в тот день накануне первой высадки человека на поверхность Луны.

Обеспокоенность израильским оружием в Белом доме Никсона детально обрисована в документах из Президентской библиотеки Никсона, которые Национальный архив рассекретил в среду в соответствии с постановлением, гласящим о необходимости изучать и по возможности рассекречивать секретные бумаги по истечении 25-летнего срока.

Документы позволяют лучше понять близкие, но далеко не бесконфликтные отношения Америки с Израилем. Они также служат напоминанием, что обеспокоенность распространением ядерного оружия на Ближнем Востоке, в центре которой сейчас оказался Иран, началась еще несколько десятков лет тому назад.

В документах также содержатся указания на кампанию, которую в 1972 году вели друзья У. Марка Фелта, в то время второго по рангу в руководстве ФБР, за то, чтобы после смерти Дж. Эдгара Гувера в марте того года он был назначен директором этого ведомства. Разумеется, Никсон не последовал этой рекомендации и назначил во главе ФБР Л. Патрика Грея. Позднее Фелт стал знаменитым анонимным информатором по кличке "Глубокая Глотка", чьи откровения во время Уотергейтского скандала способствовали отстранению президента от власти.

Есть также интересные детали, касающиеся стремления Вашингтона манипулировать отношениями с Саудовской Аравией, дабы саудовцы помогли заключить мирное соглашение на Ближнем Востоке; обсуждение идеи поддержать восстание курдов в Ираке; и данные о стычке в 1970 году, в результате которой четыре израильских истребителя сбили над восточным Египтом четыре русских "МиГ-21", хотя силы противника вдвое превосходили израильские.

Но, пожалуй, самые интересные материалы - и самые актуальные доселе, на фоне только что завершившейся мирной конференции в Аннаполисе, - касаются Израиля и его отношений с соседями, а также Соединенными Штатами.

"Существуют косвенные доказательства того, что определенный объем делящегося вещества, применимого для разработок оружия в Израиле, был нелегально приобретен у Соединенных Штатов примерно в 1965 году", - отметил Киссинджер в своем пространном меморандуме.

Он также написал, что попыткам склонить Израиль к замораживанию его ядерной программы препятствует, в том числе, тот факт, что инспекции бесполезны; он признал, что "мы никогда не сможем осмотреть все возможные тайники в Израиле".

"Это та единственная программа, относительно которой израильтяне нас постоянно обманывали, - заявил Киссинджер, - и, возможно, даже использовали в ней то, что у нас украли".

Хотя Израиль никогда публично не признавал, что располагает ядерным оружием, ученые и эксперты по вооружениям не сомневаются, что он его имеет, а нежелание Соединенных Штатов оказывать на Израиль давление с целью его разоружения позволяет обвинять США в политике двойных стандартов в области распространения оружия на Ближнем Востоке.

Меморандум Киссинджера, составленный спустя без малого два года после войны 1967 года на Ближнем Востоке, в период, когда среди первых израильтян еще были живы воспоминания о Холокосте, подспудно признавал за Израилем право на самооборону, как поступали и последующие администрации США.

Но Киссинджер также дотошно размышлял о сложном положении, в котором оказались США. "Израиль не воспримет наши заявления по ядерному вопросу всерьез, если только он не поверит, что мы готовы отказать ему в чем-то, в чем он крайне нуждается", - написал он, подразумевая готовящуюся продажу Израилю истребителей Phantom.

"С другой стороны, если мы приостановим продажу Phantoms, а Израиль предаст этот факт гласности в США, на нас будет оказано колоссальное политическое давление, - продолжал Киссинджер. - Мы не сможем никак аргументировать свою позицию, если не сможем объяснить, почему приостанавливаем отправку самолетов. Однако если мы публично объясним свою позицию, то тем самым именно мы публично объявим о том, что Израиль располагает ядерным оружием, что повлечет за собой все соответствующие последствия на международной арене".

Одним из этих последствий могла стать "ядерная гарантия СССР по отношению к арабам, укрепление контроля СССР над арабами и усугубление опасности нашего вмешательства", - написал Киссинджер ниже.

После встречи с Меир в Белом доме в конце сентября 1969 года Никсон сказал: "Проблемы на Ближнем Востоке имеют многовековую историю. Они не поддаются легкому решению. Мы не рассчитываем, что они поддадутся "мгновенной дипломатии".

Но Авнер Коэн, автор книги "Израиль и бомба" (Columbia University Press, 1998), старший научный сотрудник United States Institute of Peace, сказал в среду, что имеется достаточно исторических материалов, указывающих, что американский президент и израильский премьер пришли к тайному соглашению как минимум по одному вопросу: Израиль не будет держать свои ядерные вооружения на виду и не станет проводить их испытания, а США смирятся с этой ситуацией и не будут требовать от Израиля, чтобы он подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились десятки стран по всему миру.

"Эта договоренность действует по сей день", - сказал Коэн.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»