28.03.2007

Гэри Андерсон

Los Angeles Times & ИноСМИ.Ru

Как вести войны будущего

Соединенные Штаты Америки должны преодолеть косность своих высших военных чинов и вступить в новую эпоху нетрадиционных военных игр

Все началось четыре года назад со слов, произнесенных генерал-лейтенантом Уильямом Уоллесом (William Wallace), который в то время командовал группировкой сухопутных войск в Ираке. "Противник, против которого мы воюем, несколько отличается от того, с которым мы сражаемся на учениях, потому что он представляет собой полувоенные формирования, - заявил он примерно через неделю после начала вторжения в 2003 году, - мы знали, что столкнемся с ним, но не представляли себе, как он будет воевать".

Стратегические командно-штабные военные игры были довольно простым делом. Личный состав, консультанты и прочие делились на "синих" (свои войска) и "красных" (противник), а затем мерялись силами в серии маневров, приблизительно напоминавших шахматные баталии. Цель при этом заключалась не в том, чтобы предсказать исход предстоящих сражений (хотя и такое порой случалось), а в том, чтобы разобраться, как в будущей войне проявит себя военная доктрина, тактика и оружие. Как в рулетке наудачу определялись преимущества и перевес той или иной стороны. Сложные математические формулы предопределяли исход учений. И такой механизм отлично работал на всем протяжении "холодной войны".

Сегодня рулетку запускают крайне редко. После событий 11 сентября, в условиях афганской и иракской войн военные учения должны были претерпеть изменения, чтобы сохранить свою актуальность и соответствие требованиям времени. Вместо единого противника зачастую создается несколько "красных" команд, которые воюют как друг против друга, так и против "синих". Это существенно усложняет жизнь игрокам "красных", к каковым отношусь я сам, но, откровенно говоря, это великолепный способ заработать себе на жизнь.

Дело в том, что изменяются не только группы "красных", меняется само определение победы.

Исход многих учений теперь определяется нововведением, так называемой "командой зеленых". "Зеленые" - это гражданское население, средства массовой информации и международное сообщество. Если раньше они были безучастными наблюдателями, то теперь их превратили в высших арбитров. Если "красные" или "синие" в ходе сражения начнут уничтожать гражданское население, что не является необходимым для достижения победы, они могут утратить поддержку "зеленых", а это приведет к поражению в войне или, по крайней мере, в отдельном сражении.

Гражданских из команды "зеленых" можно разбивать на различные группы по религиозному или этническому признаку, отражающему в сценарии учений конкретную ситуацию в той или иной стране. В ходе учений они могут становиться союзниками то "красных", то "синих". Если одна или более "зеленых" групп и средства массовой информации (американское общественное мнение) выступят против "красных" или "синих", то успехи их боевых частей и подразделений в бою не будут иметь решающего значения.

Добро пожаловать в реальный мир.

Замысел каждой игры индивидуален, но в общем процесс протекает следующим образом. Игроки (лучше, если в каждой команде их будет двенадцать или более человек) получают инструктаж о сценарии командно-штабных учений. Затем каждая команда заполняет формуляр, объясняя свои действия. К ним относятся цели, планы пропагандистской работы/взаимодействия с местным населением, боевые действия и самые различные планы введения противника в заблуждение. "Зеленые" участники учений, будучи независимыми игроками, заполняют отдельный перечень.

Действия оцениваются компьютером или командой "белых" (посредники), которые принимают решение о результате учений. В начале каждого этапа последовательных действий члены команды "белых" проводят со всеми инструктаж, рассказывая о том, что участники учений узнали бы в ходе реальной войны: о результатах прошедших боев, о поведении и характере действий противника, о реакции на результаты боевых действий со стороны мировых средств массовой информации.

Учения могут включать три-четыре этапа и длиться неделю. Временные рамки учений могут существенно отличаться в зависимости от сценария игры. Так, на учениях, имитирующих развертывание сил в Ираке, каждый этап может представлять собой шесть недель реального времени.

В конце проводится разбор учений, в котором участвуют все команды. "Зеленые" рассказывают о том, на чью сторону они могли склониться в той или иной ситуации. Представители СМИ объясняют, как бы они реагировали на происходящее. Во многих случаях военных исход боевых действий играет второстепенную роль. Это горькая пилюля для военных, которую им приходится глотать. Но именно так обстоят дела в мире со времени конфликта в Сомали.

Цели учений могут быть различными. Иногда в ходе игр изучаются новые концепции с целью определения их возможных недостатков. Иногда проверяются реальные планы ведения боевых действий. Командно-штабные учения особенно хороши тем, что позволяют выявить потенциальные провалы в планировании и вскрыть ошибочные предположения.

Все это дает преимущества тем, кто хорошо изучил культурные и национальные особенности театра предстоящих действий. В старые добрые времена игроку "красной" команды достаточно было хотя бы поверхностных знаний о сложной тактике советских, северокорейских или иракских вооруженных сил. Спонтанные действия и корректировки в процессе проведения военных игр не поощрялись. Но сегодня знание традиционной тактики боя менее важно, чем понимание культурных особенностей противника и умение спрогнозировать его ответные действия и способности к адаптации. Например, значительная часть наших сегодняшних противников из реального мира ведет себя так, что больше похожа на уличную банду, нежели на регулярную армию.

Идеальный игрок "красных" - это молодой, имеющий хорошее представление о культурных и национальных особенностях противника бывший член той группировки, которую представляют "красные". Как-то раз мне понадобился командир команды "красных" для проведения учений, в ходе которых мы проигрывали сценарий с незаконным оборотом наркотиков. Я выбрал молодого солдата, который раньше принадлежал к одной из уличных преступных группировок. И он стал одним из лучших членов команды "красных" из числа тех, с кем мне приходилось когда-либо встречаться.

Однако военные игры нашего министерства обороны большей частью держатся в тайне, и резерв талантов ограничен. Организаторы учений вынуждены полагаться на старых отставников, таких как я, и тех ученых, которые могут получить допуск к участию в подобных мероприятиях. Наши будущие команды "красных" явно нуждаются в преданных молодых эмигрантах второго поколения из стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии. А мы, ветераны "красных команд", можем заняться их обучением, пока не ушло наше время.

Те из нас, кто разрабатывает и проводит штабные учения, порой не в состоянии объяснить военному руководству и гражданским представителям власти, как и почему произошли изменения в военных играх. Сложность и запутанность сценариев может вызвать головную боль у любого. Однако наши головы уже болят от того, что происходит в Ираке. Иногда я с ностальгией вспоминаю те дни, когда все проблемы реальной войны вполне можно было отразить в видеоигре-стратегии типа Battleship.

Гэри Андерсон был первым директором Центра возникающих угроз и возможностей корпуса морской пехоты США, отвечающим за проведение военных учений. Именно он стал автором первых военных игр, о которых рассказывается в этой статье.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»