14.06.2001

Ольга Шмакова

Новая 9евятка, г. Железногорск

Судиться некогда - надо работать

Пресс-конференция директора ГХК В. Жидкова для городских СМИ, прошедшая 7 июня, началась с его поздравления всех присутствующих с тем, что в Госдуме все три законопроекта по ОЯТ приняты большинством голосов. Теперь они отданы на утверждение в Совет Федерации

До этого предполагается разобраться с вопросом, который волнует все заинтересованные стороны больше всего, - о распределении денег. Жидков считает; что нельзя сейчас распределять эти условные 20 млрд. Это та потенциальная ниша, которую можно освоить, способ привлечения денег на реабилитацию последствий деятельности ядерных комплексов (улучшение экологической обстановки), решения проблем с собственным облученным топливом. На ГХК, например, сегодня стоит 3 тонны такого топлива, денег на переработку его нет, а хранилище уже наполовину заполнено. В планах - создание "сухого" хранилища и модернизация действующего "мокрого" с доведением его мощности до 9 тысяч тонн. Для строительства только "сухого" хранилища нужны $ 400-500.млн. Таких денег нет ни на ГХК, ни в крае, ни в России.

Есть также проблема с тем, куда ставить топливо реакторов РБМК. Хранилища Курской, Ленинградской атомных станций будут заполнены уже к 2006 году. Нужно было еще вчера начинать это строительство. Без инвестиций, которые могут быть получены только в ходе реализации программы по транспортировке облученного топлива из зарубежных стран, проблему не решить. Россия должна зарабатывать на своих высоких технологиях, производстве "свежего" топлива, расширении рынков его сбыта и предоставлении международных услуг по обращению с облученным топливом.

В. Жидков, выразив надежду, что Совет Федерации одобрит законопроекты, признался, что уйдет не менее 2-3 лет на решение всех организационных и технологических задач, позволяющих начать транспортировку зарубежного топлива на комбинат.

За это время ГХК должен выполнить требования международной программы "ТАСИС": повышение безопасности действующего хранилища, системы энерго- и водоснабжения, усиление грунтов и здания, модернизация схемы перевозки, получение всех сертификатов, заключений на уровне МАГАТЭ, отработка транспортной схемы (водный или ж/д транспорт). По мнению В.Жидкова, для решения этих сложнейших задач было бы резонно после утверждения законопроектов в СФ начать кредитование в тех странах, которые будут поставлять к нам облученное топливо.

На пресс-конференции была названа и главная задача Минатома, ради которой он "пробивал" поправки к законопроектам в Госдуме, - распространить как можно шире рынок продажи "свежего" топлива. В последнее время Россия теряет свои позиции в конкуренции с такими фирмами, как "Сименс" (80% производства зарубежного топлива), "Истенгауз" и др. Это же происходит со странами бывшего СЭВ (Финляндия, под угрозой Болгария, Чехословакия, Венгрия). Выход - в объединении процедур обращения и с облученным, и со "свежим" топливом. Схема проста - лизинг: мы поставляем тепловыделяющую сборку, допустим, в Японию, а после использования забираем обратно. На первом этапе лизинг будет иметь разрыв: мы забираем у них сборки американского производства с условием, что они покупают потом сборки нашего производства.

Не скрыл Жидков и того, что сегодня нет окончательных договоренностей со странами, желающими разместить у нас на временное хранение (без переработки) свое облученное топливо. Возможно, это будут Тайвань, Южная Корея, Япония, Швейцария. В юго-восточной Азии топливо на 100% - американское. США могут выбирать, куда везти облученное топливо: в Китай, в Англию и Францию (что очень дорого) или в Россию (без переработки). Дело в том, что в России еще лет 30 перерабатывать ядерное топливо не смогут - нет денег. Так что за рынки сбыта этого "добра" придется, еще побороться. Заниматься поиском рынков и транспортировкой будет Техснабэкспорт Минатома. ГХК взять на себя функции контракт одержателя не сможет - это уже международный уровень. Но, по мере возможности, примет участие в ряде программ.

В заключение директор ГХК четко высказался, что будет добиваться содержания городской "колючки" на паях с городом, ка к это делается даже в более благополучном Зеленогорске. В ключе новых забот ГХК понадобятся немалые деньги, которые придется изыскивать в собственном кармане - ведь даже на содержание действующего реактора не хватает 34 % средств. В гособоронзаказе наша "колючка" не фигурирует и не финансируется. То есть Жидков обеими руками за сохранение "зоны", но, в силу недостатка средств на ГХК, - за справедливое (долевое) ее финансирование.

Не собирается директор также судиться с "зелеными" и "неустойчивыми" депутатами, вставляющими палки в колеса. "Будем объяснять, показывать, но - никаких сейчас конфронтации!".




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»