08.01.2007

Михаил Пискунов, Центр содейст

специально для NuclearNo.ru

Радиоактивные отходы на берегах Енисея: экспедиция вскрывает проблемы

Итоги экспедиции группы экологов, нашедших на берегах Енисея "горячие частицы", привлекли внимание коллег в разных регионах России. Ниже свои суждения об этой экспедиции высказывает председатель совета Димитровградской общественной организации "Центр содействия гражданским инициативам" Михаил Пискунов csgi@vinf.ru, известный в кругах общественников и юристов успешными судебными разбирательствами с действующим в Димитровграде НИИАРом - одним из крупнейших атомных исследовательских центров России.

Анализ ситуации, связанный с найденными на берегу Енисея радиоактивными частицами, вскрывает целый ряд проблем в области радиационной безопасности населения. И обсуждение этих проблем целесообразно вести с учетом действующего законодательства, федеральных норм и правил.

В пресс-релизе Красноярского "Гражданского Центра ядерного нераспространения" сообщается, что в результате многолетней деятельности Горно-химического комбината (ГХК), производившего оружейный плутоний, оказались сильно загрязнены искусственными радионуклидами берега Енисея и что одной из целей проведенной общественной организацией экспедиции было стремление заставить ГХК проводить своими силами реабилитационные работы загрязненных территорий. В ходе независимого радиологического исследования прибрежной полосы в районе посёлка Большой Балчуг, экологами было выявлено 5 "горячих" частиц с мощностью дозы на поверхности этих частиц от 7161 мкР/час до 9320 мкР/час.

Судя по пресс-релизу, участники экспедиции общественной организации "Гражданский Центр ядерного нераспространения" все найденные "горячие" частицы извлекли из грунта, поместили в свинцовый контейнер и сдали в специализированную организацию ООО "Квант" для захоронения. Здесь контейнер с радиоактивными веществами приняли и составили акт приёма-передачи. Акт этот якобы должен был утвердить директор "Кванта", которого в тот день на месте не оказалось. Именно поэтому, как следует из пресс-релиза, представители общественной организации не получили названный документ ни в день сдачи контейнера с радиоактивными веществами, ни через месяц...

По моему прогнозу, работа в этом направлении выводит экологов-общественников к проблемам не только в области обеспечения радиационной безопасности населения, но и в сфере действующего законодательства, федеральных нормативных актов.

Начнём с самих "горячих" частиц. Термин "горячие" частицы в специальной литературе применяется, однако официально в действующих нормах и правилах это понятие, увы, "не узаконено".

Если же понятие "горячие" частицы официально "не узаконено", тогда как же квалифицировать радиоактивные вещества, обнаруженные на берегу Енисея и доставленные в контейнере в специализированную организацию ООО "Квант" для захоронения? Для того, чтобы получить более точный ответ, требуются обратиться к действующим "Санитарным правилам обращения с радиоактивными отходами (сокращенно - СПОРО-2002)", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 октября 2002 года. Настоящие санитарные правила устанавливают требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при всех видах обращения с радиоактивными отходами (далее - РАО). Эти правила являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами независимо от их подчинения и формы собственности, которые занимаются деятельностью, связанной со всеми видами обращения с радиоактивными отходами.

Согласно пункту 3.4. правил "СПОРО-2002" к твердым радиоактивным отходам относятся, в частности, и загрязненные объекты внешней среды. Таким образом, исходя из данного пункта правил, к РАО могут быть отнесено содержимое контейнера, доставленного участниками экспедиции в специализированную организацию ООО "Квант" для захоронения.

Однако для того, чтобы решить вопрос о возможности отнесения к РАО обнаруженных в ходе экспедиции на побережье Енисея радиоактивных веществ, важно знать их радионуклидный состав. В связи с этим обратимся к правилам "СПОРО-2002". Пункт 3.6. правил гласит, что (цитирую) "при неизвестном радионуклидном составе твердые отходы считаются радиоактивными, если их удельная активность больше:

  • 100 кБк/кг - для бета-излучающих радионуклидов;

  • 10 кБк/кг - для источников альфа-излучающих радионуклидов;

  • 1 кБк/кг - для трансурановых радионуклидов".
  • К сожалению, в пресс-релизе "Гражданского Центра ядерного нераспространения" отсутствует информация об общем радионуклидном составе радиоактивных веществ, доставленных в "Квант" для захоронения. А они теоретически могут быть и бета-излучающие, и альфа-излучающие, и трансурановые. Как видно из процитированного выше пункта правил, для каждой группы радионуклидов установлен свой показатель удельной активности, при превышении которого радиоактивные вещества можно отнести к РАО.

    Правда, в пресс-релизе дана информация о мощности экспозиционной дозы (сокращенно - МЭД) "горячих" частиц, обнаруженных в прибрежной зоне Енисея. Сообщается, что мощность дозы на поверхности этих частиц от 7161 мкР/час до 9320 мкР/час. Предположим, что собранные в прибрежной зоне радиоактивные вещества являются гамма-излучающими. Исходя из этого, давайте снова обратимся к "СПОРО-2002". Пункт 3.7. правил устанавливает следующее: "гамма-излучающие отходы неизвестного состава считаются радиоактивными, если мощность поглощенной дозы у их поверхности (0,1 м) превышает 0,001 мГр/ч над фоном при соблюдении условий измерения в соответствии с утвержденными методиками".

    Кстати, пункт 3.9. правил "ОСПРО-2002" предусматривает, что (цитирую) "для предварительной сортировки твердых отходов рекомендуется использование критериев по уровню радиоактивного загрязнения и по мощности дозы гамма-излучения на расстоянии 0,1 м от поверхности при соблюдении условий измерения в соответствии с утвержденными методиками:

  • низкоактивные - от 0,001 мГр/ч до 0,3 мГр/ч;

  • среднеактивные - от 0,3 мГр/ч до 10 мГр/ч;

  • высокоактивные - более 10 мГр/ч".
  • Сравнивая показатели из пресс-релиза и из процитированного пункта "СПОРО-2002", нетрудно увидеть, что речь идет о разных характеристиках облучения и о разных единицах измерении. Но здесь, наверное, не имеет смысла вдаваться в тонкости радиационной дозиметрии. Следует лишь отметить, что между экспозиционной и поглощенной дозами ионизирующего излучения существует линейная зависимость. Необходимо также отметить, что единица измерения мкР/час применяется для измерения мощности экспозиционной дозы и является внесистемной, а единица измерения мГр/час применяется для измерения мощности поглощенной дозы в системе СИ.

    Теперь уместно возвратиться именно к радиоактивным веществам, обнаруженным и собранным в ходе экспедиции в прибрежной части Енисея в районе посёлка Большой Балчуг. Являются ли они радиоактивными отходами? Если исходить из приведенных в пресс-релизе данных, то ответ однозначен: да, это радиоактивные отходы! Мой прогноз таков: с учетом требований "СПОРО-2002" в специализированной организации ООО "Квант" они должны быть отнесены к разряду низкоактивных РАО.

    Однако представители "Гражданского Центра ядерного нераспространения" столкнулись в "Кванте" с тем, что второй экземпляр акта они в этой специализированной организации не смогли получить. По моему мнению, это является нарушением со стороны ООО "Квант". Поясню свою позицию подробнее, исходя из требований "СПОРО-2002". Правилами предусматривается, что подготовка к отправке контейнеров (упаковок) с РАО производится силами организаций, сдающих отходы, и на каждую партию РАО составляется акт. Образец этого документа дан в приложении 3 к "СПОРО-2002". Согласно правилам заполненный акт заверяется подписью лица, ответственного за сдачу отходов, и скрепляется печатью организации. При приеме контейнеров с РАО документ также подписывается ответственным лицом за прием радиоактивных отходов и скрепляется печатью. Первый экземпляр акта вместе с отходами передается в специализированную организацию, а второй экземпляр остается в организации, сдающей радиоактивные отходы. При этом правила "СПОРО-2002" вовсе не требуют, чтобы акт утверждал непосредственно руководитель специализированной организации, как заявили, судя по пресс-релизу, в ООО "Квант". Собственно, такое требование не логично, потому что руководитель далеко не всегда может находиться на своем рабочем месте. И если он отсутствует, то не может же прием радиоактивных отходов быть остановлен до его возвращения! Однако на деле по неизвестной пока причине именно из-за отсутствия подписи руководителя ООО "Квант" возникла проблема с получением второго экземпляра акта экологами-общественниками.

    Еще раз повторю: пока трудно сказать, чем было вызвано нарушение правил со стороны специализированной организации ООО "Квант". Вот поэтому в сложившейся ситуации, по моему мнению, целесообразно обратиться с соответствующей жалобой в вышестоящую организацию, надзорный государственный орган или в прокуратуру. В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", введенного в действие в прошлом году, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    От себя добавлю, что в последнее время, после вступления в силу названного Федерального Закона, к обращениям граждан и общественных организаций чиновники стали относиться гораздо внимательнее, чем прежде. В общем, ситуация с получением акта о сдаче в специализированную организацию "Квант" радиоактивных отходов Красноярским "Гражданским Центром ядерного нераспространения" вполне разрешимая. Кстати, при необходимости можно будет воспользоваться также статьей 16 этого Федерального Закона. А в ней установлено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, для чего в случае необходимости нужно будет подготовить исковое заявление в суд к соответствующему ответчику.




    Страница:

      Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»