20.11.2006

Андрей Жуматий

Киевские ведомости

Готовность номер два

Старый Свет сомневается в безопасности украинского атома

Чтобы пустить Киев в объединенную европейскую энергосистему, Европа должна убедиться в безопасности украинской ядерной энергетики, которую страна пока в полной мере гарантировать не может.

На недавно проходившем в Хельсинки (Финляндия) ХХ саммите "Украина - ЕС" особое внимание уделялось вопросам углубления энергетического сотрудничества. В частности, стороны обсуждали возможность интеграции Украины в объединенную европейскую энергосистему UCTE (Union for the Coordination of Transmission of Electricity). Представители Евросоюза отметили, что такое объединение возможно лишь при условии соответствия украинской атомной энергетики критериям безопасности, действующим в Европе. Похоже, что на данный момент Киев не совсем готов к членству в UCTE.

Как заявил глава Представительства Еврокомиссии в Украине Иен Боуг, возможность присоединения Украины к UCTE зависит от ее способности обеспечить безопасность в сфере ядерной энергетики.

"Все зависит от того, будет ли ядерная энергетическая безопасность в Украине отвечать стандартам, которые приняты в ЕС", - сказал Боуг.

Напомним, что в конце 2005 года был подписан "Меморандум между Украиной и Европейским Союзом о понимании относительно сотрудничества в энергетической отрасли". Цель документа - постепенная интеграция Украины в ЕС и, в частности, работа в единой энергетической системе. Несколько разделов этого документа касаются вопросов безопасности эксплуатации атомных электростанций. То есть чтобы стать полноправным партнером на европейском энергетическом рынке, Киев должен доказать: украинские атомные блоки безопасны и надежны в эксплуатации.

Сейчас в Украине работают четыре атомные электростанции, которые вырабатывают больше половины от общего объема производимой в стране электроэнергии. На четырех АЭС эксплуатируется 15 атомных энергоблоков (два - с типом реатора ВВЕР 440 и 13 - ВВЕР 1000). По количеству ядерных генерирующих мощностей и по их суммарной мощности Украина занимает третье место в Европе.

Следует отметить, что обеспечение энергетической ядерной безопасности государства подразумевает решение целого комплекса вопросов. Одним из них является вопрос надежности непосредственно самих энергоблоков.

Как утверждают украинские специалисты атомной энергетики, отечественные энергоблоки ныне полностью соответствуют существующим критериям безопасности.

"Мы утверждаем, что наши энергоблоки сегодня соответствуют уровню ядерной безопасности для реакторов этого поколения. Мы имеем лицензии нашего регулирующего органа, который работает не только по нормам и правилам, существующим в Украине, а еще руководствуется стандартами МАГАТЭ и Евросоюза", - сообщила "Ведомостям" начальник департамента ядерной энергетики и атомной промышленности Минтопэнерго Наталья Шумкова.

Эксперт отметила, что в соответствии с меморандумом, украинской стороной подготовлен отчет о мероприятиях по ядерной безопасности, которые были выполнены на отечественных АЭС. На недавнем саммите этот отчет был передан Еврокомиссии. Теперь эксперты ЕС должны будут сделать вывод о степени их достаточности.

"Это солидные труды, содержащие около 600 страниц по каждому из энергоблоков наших АЭС. Но из этого не следует, что все это время наши АЭС представляли собой опасность. Проекты строительства были отлицензированы и соответствовали критериям безопасности, однако все время появляются новые требования, ужесточающие параметры эксплуатации атомных энергоблоков. Это происходит не только у нас", - подчеркнула Шумкова.

Однако кроме технических критериев безопасности, существует ряд важных вопросов, не имеющих прямого отношения к атомным реакторам, но от их решения также зависит уровень ядерной безопасности. Речь идет о страховании ответственности операторов ядерных установок, создании фонда для финансирования мероприятий по снятию АЭС с эксплуатации и фонда обращения с радиоактивными отходами (РАО). Что касается решения этих вопросов, то тут в Украине имеются некоторые проблемы.

Решенным полностью можно назвать лишь один вопрос - страхование ядерного ущерба. В сентябре 2003 года был создан ядерный страховой пул, объединяющий 22 страховые компании, которые берут на себя обязательство возмещать возможный ущерб от аварий атомных электростанций.

Лишь частично решенным является вопрос создания фонда снятия АЭС с эксплуатации. Как сообщил "Ведомостям" директор государственного научно-инженерного центра систем контроля и аварийного реагирования Людвиг Литвинский, сам фонд создан, но механизм его накопления не работает.

"Здесь де-юре все оформлено: существует соответствующий Закон - "Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности" и пакет подзаконных актов. В тариф соответствующие расходы вносились, начиная с 2005 года. Однако де-факто законами о бюджете на 2005 и 2006 год эти средства изымались в специальный фонд и механизм их возврата пока нигде не прописан. С точки зрения наших европейских партнеров, это проблема. Они о ней знают и все время напоминают", - отметил эксперт.

Источником наполнения этого фонда является надбавка к тарифу НАЭК "Энергоатом", благодаря которой за год в нем должно аккумулироваться 283 млн. грн.

"Фонд снятия с эксплуатации у нас создан, но, к сожалению, фактического наполнения его не происходит. Законами о бюджете на 2005 и 2006 год, а также в проекте бюджета на 2007-й накопления этих средств не предусмотрено. В 2005-м эти деньги пошли на содержание ЧАЭС. Я считаю, это не корректно, поскольку получается, что деньги одного хозяйствующего субъекта, включенные в его тариф, уходят на содержание другого хозяйствующего субъекта", - считает Шумкова. Она также отметила, что, согласно законодательству, ЧАЭС должна содержаться исключительно за счет казны.

Что касается фонда обращения с РАО, тут законодательная база практически отсутствует. Существование фонда определено Законом "Об обращении с радиоактивными отходами", но закона о самом фонде в Украине нет. Было несколько попыток принять его, однако они оказались безуспешными.

"Законопроект несколько раз проходил согласования в министерствах и ведомствах. Однако их руководители меняются достаточно часто, поэтому меняются и требования к этому документу. Тот законопроект, который был согласован с Минтопэнерго в феврале, сейчас претерпел значительные изменения и в новом виде к нам на согласование пока не поступал", - отметила представитель Минтопа.

Ответственность за разработку данного документа возлагается на МЧС, поскольку оно уполномочено принимать РАО и производить их конечное захоронение. При комитете ВР по вопросам ядерной безопасности создана рабочая группа, которая сейчас занимается вопросами доработки и продвижения принятия законопроекта.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»