10.11.2006

Никита Петров

Страна.Ru

Многая лета обещана "Стилету"

Срок службы баллистических ракет РС-18 продлен после успешного испытания

9 ноября 2006 года боевой расчет Ракетных войск стратегического назначения произвел успешный пуск с космодрома Байконур межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-18 "Стилет". Спустя 20 минут после начала пуска шесть имитаторов ядерных головных частей ракеты успешно поразили учебную цель на Камчатке. Подтверждение боевых возможностей ракетных комплексов стратегического назначения для наших ракетчиков - событие, пусть и важное, но вполне рядовое: ежегодно РВСН отстреливает в целях профилактики по несколько ракет различных классов. Однако с "Стилетом" история особенная. Как сообщили Стране.Ru в пресс-службе РВСН, срок эксплуатации ракетного комплекса с ракетой РС-18 продлен еще на 30 лет. Тому, что "Стилет" будет еще несколько десятилетий стоять на вооружении в армии, без сомнения, способствовал именно сегодняшний ее успешный пуск.

Наравне с более мошной ракетой РС-20 "Сатана" "Стилеты" составляют основу наземной группировки стратегических ядерных сил сдерживания. Всего их 160 штук. На них развернуто 960 ядерных блоков индивидуального наведения. Но, кроме количества, как говорят конструкторы ракетной техники, у РС-18 есть еще два важных показателя: надежность (всего было проведено около 150 испытательных и учебно-боевых пусков "Стилета", из них только три неудачных) и точность ракеты. В отличие от всесокрушающей мощи "Сатаны", предназначенной для нанесения массированного ядерного удара площадью в 500 квадратных километров и сопоставимого с 1200 атомными бомбами, сброшенными США на Хиросиму, "Стилет" - оружие точечного ядерного удара по хорошо защищенным, прикрытым системой противоракетной обороны объектам противника.

Ракета РС-18 - одна из наиболее совершенных МБР России. Ее создание началось в 1967 году в конструкторском бюро МПО "Машиностроение", расположенном в подмосковном Реутово, под руководством Владимира Челомея. Конструктивно РС-18 состоит из первой, второй ступеней, соединительного и приборного отсека, агрегатно-приборного блока с разделяющейся головной частью. Длина ракеты - 24,3 метра, диаметр - 2,5 метра. Стартовая масса - 105,6 тонн. Масса головной части - 4 300 килограмм. "Стилет" оснащен шестью ядерными боеголовками индивидуального наведения, суммарной мощностью 3 300 килотонн. На ракете установлена автономная система управления на базе бортового цифрового вычислительного комплекса. При несении боевого дежурства система управления совместно с наземным командным центром осуществляет контроль бортовых систем ракеты и смежных систем пусковой установки. Во все боевые режимы ракета переводится дистанционно с командного пункта.

В головной части "Стилета", или "Сотки", как называют ракету в войсках, установлена двигательная установка разведения ядерных блоков. Это хитрое устройство предназначено для того, чтобы во время полета над территорией противника ракета могла постепенно сбрасывать боеголовки над указанными в ее полетном задании целями. Помимо этого, в машине реализован комплекс мер по преодолению противоракетной обороны противника. Дальность полета нашего "Стилета" более 10 000 километров, а точность поражения целей составляет 350 метров. Для конца семидесятых годов этот показатель точности был поистине революционным прорывом в ракетостроении. Впрочем, и сегодня, при том, правда, что "Тополь-М" попадает точно в цель, это не так уж и плохо для ядерного боезаряда килотонной мощности.

В РС-18 реализованы уникальные для своего времени технические решения. Конструктивно первая и вторая ступени двигательной установки сведены в единый блок ускорителей. Все топливные баки, а они занимают 80 процентов полезной площади корпуса машины, стали несущими конструкциями, что значительно облегчило ракету, лишило ее лишних деталей, сделало более компактной. Двигательная установка первой ступени имеет четыре маршевых жидкостных ракетных двигателя с поворотными соплами. Один из этих двигателей используется во время полета для поддержания заданного программой режима работы всей двигательной установки, что дополнительно обеспечивает ее и без того надежную работу.

Вторая ступень машины состоит из маршевого и рулевого жидкостного двигателя, который имеет четыре поворотных сопла. Для обеспечения устойчивой работы ракетных двигателей блока ускорителей в полете был предусмотрен наддув топливных баков, чтобы поддерживать постоянное давление и бесперебойную подачу топлива в двигатели ракеты. Другой особенностью конструкции машины, отличавшей ее от всех предыдущих изделий отечественного ВПК, стала "ампулизация" топливных баков.

До этого ракетчикам приходилось заправлять ракеты топливом непосредственно перед стартом. Спешка, в которой приходилось действовать военнослужащим после получения сигнала боевой тревоги, приводила к тому, что часто происходили проливы одного из самых опасных и агрессивных компонентов ракетного топлива - гептила. Попадание этого вещества в атмосферу неминуемо приводило к серьезным отравлениям или даже гибели людей. Конструктор Челомей решил эту проблему, предложив заправлять ракету гептилом еще на заводе и в таком "ампулизированном" состоянии отправлять в части боевого дежурства. Помимо этого "Стилет" прямо на заводе помещался в транспортно-пусковой контейнер, обеспечивающий необходимый для нормального функционирования электроники ракеты температурный режим в течение всего периода эксплуатации.

В 1974 году московский Машиностроительный завод имени Хруничева развернул серийное производство "Стилетов", и 26 апреля 1975 года первый полк боевых ракетных комплексов УР-100Н Нижнеднепропетровской дивизии был поставлен на боевое дежурство неподалеку от города Первомайска на Украине. А 18 декабря 1976 года приступил к боевому дежурству возле города Татищево Саратовской области ракетный полк "Соток" поставленный в специально созданные для него шахтные пусковые установки повышенной защищенности. Благодаря этому "Стилет" может остаться невредимым даже после прямого попадания ядерного боеприпаса в крышку шахтной установки и по первому же приказу с командного пункта стартовать в другое полушарие планеты.

Но войсковая эксплуатация комплекса выявила и его конструктивные недостатки. Выяснилось это после того, как руководство Министерства обороны решило провести испытательный пуск штатной баллистической ракеты РС-18 на максимальную дальность ее полета - 10 000 километров. Раньше, во время государственных испытаний и приемки изделия на вооружение, все пуски проводились с космодрома Байконур на учебный полигон Кура, расположенный на Камчатке, до которого было всего 7 500 километров. В этот раз ракетчики стреляли в акваторию Тихого океана. Тут-то и оказалось, что, пролетев 8 000 километров, ракета падает. Этот неприятный факт стоил должности первому заместителю главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковнику Максиму Григорьеву, возглавлявшему госкомиссию на испытаниях нового комплекса.

Когда конструкторы и военные стали разбираться с тем, почему это происходит, выяснилось, что во время полета, израсходовав большую часть топлива, ракета резко теряет в весе, что приводит к вибрации и разрушению корпуса. Выявление этих недостатков привело не только к оргвыводам, но и к ускоренному принятию на вооружение модернизированной ракеты под тем же индексом РС-18. В фактически заново переработанной машине конструкторы НПО "Машиностроение" значительно улучшили все тактико-технические характеристики. Прежде всего, на ракете устранили дефекты двигателей блока ускорителей, одновременно повысили их надежность, улучшили характеристики системы управления, установили новый агрегатно-приборный блок разведения боевых блоков, повысили эффективность боевого оснащения. И еще, что самое главное, получили практическое подтверждение того, что модернизированная "Сотка" летает дальше 10 000 километров.

Прошедший в четверг пуск также показал, что и после 30 лет службы "Стилет" все еще остается очень надежной и эффективной ракетой. Этот факт не так давно стал одной из интриг "ядерного" противостоянии Москвы и Вашингтона. Посчитав, что Россия больше не сможет представлять угрозы США, так как ее ракеты стремительно стареют, а адекватной замены снимаемым с вооружения машинам Москва не производит, Вашингтон без оглядки на партнера вышел из Договора по ПРО 1972 года. Вот тут-то американцам и был преподнесен сюрприз. Словно из рукава факира наша страна извлекла из загашников энное количество новеньких ступеней для ракеты РС-18. По некоторым данным, "рассекреченные" президентом Владимиром Путиным ракеты были выкуплены у Украины госкомпанией "Рособоронэкспорт". А вот по поводу сроков и суммы сделки сведения разнятся. Одни утверждают, что обошлись ракеты в $50 миллионов, другие называют сумму в несколько сотен миллионов долларов, третьи утверждают, что 30 машин обошлись даже дешевле, чем установка одной ракеты "Тополь-М" на боевое дежурство. Есть еще и те, кто считают, что России они не стоили ни копейки "живых денег", мол, все получено в счет госдолга.

Как бы там ни было, но именно это обстоятельство помогло ракетчикам резко модернизировать стоящие на вооружении Ракетных войск стратегического назначения "Стилеты". Полученные Россией машины - 1985-го и более поздних лет изготовления (значительная часть сегодня стоящих на вооружении РВСН машин - 1977 года), до последнего времени лежали на складе незаправленными, то есть сухими. Дело в том, что ракета в шахте постоянно находится в рабочем состоянии. Изнашиваются ее баки, системы управления, кабельные сети. "Сухие" ступени - как новенькие. После небольшого технического освидетельствования и заправки машина "готова к бою". Благодаря этому, по мнению замначальника Генштаба Юрия Балуевского, ракеты будут в состоянии решать задачи РВСН до середины 30-годов нынешнего века, что собственно прошедший пуск с Байконура и подтвердил. Так что после модернизации все они будут поставлены на боевое дежурство в двух дивизиях РВСН: в Татищеве под Саратовом (70 пусковых установок) и Козельске (60) недалеко от Калуги.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»