29.05.2006

Борис Армишев

Новая газета

Не время думать о Буше

"Нам надо заниматься своей экономикой, а не укреплять энергетическую безопасность США"

Получать корреспонденцию от читателей всегда приятно, а находить среди нее квалифицированные отзывы на проблемные статьи - приятно вдвойне. В № 33 был опубликован материал "Минторг здесь не уместен", посвященный проблемам ограничений доступа российского урана на рынок США. В ответ мы получили письмо читателя, которое публикуем ниже. Публикуем, поскольку оно может стать отправной точкой в дискуссии вокруг урановой проблемы. Первой ответит сама "Новая" в одном из ближайших номеров.

О роли правящей партии

В последнее время все чаще можно услышать дискуссию по поводу существующих в США антидемпинговых ограничений на поставки ядерного топлива из России, которые вроде как существенно ограничивают возможности российской атомной промышленности.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что антидемпинговые ограничения носят административный характер и не соответствуют принципам рыночной экономики. Стоит, однако, спросить, почему же в США, где экономика построена по принципу "здравого смысла", при том политическом весе, который имеют там энергетики, вопрос еще не решился? Не решился, хотя Джордж Буш публично заявил о необходимости ускоренного развития атомной энергетики, что совершенно невозможно без либерализации американского рынка урановой продукции. Непонятно, почему куратор проблемы в министерстве торговли Джозеф Спетрини, против которого было выпущено столько стрел и с российской, и с американской стороны, остается на своем посту.

Задайте себе эти и некоторые другие вопросы и вы сразу поймете, что антирыночные антидемпинговые ограничения - просто элемент американской экономической стратегии, который, кстати, к России имеет косвенное отношение.

Спетрини, среднего разряда чиновник, вряд ли бы просидел на своем посту больше 15 минут, если бы четко не согласовывал свои действия с куда более высокопоставленными кураторами. А указания эти, видимо, очень просты - сделать все, чтобы никакой программы ренессанса атомной энергетики в США в ближайшие 20 лет просто не было и чтобы основой американской энергетики были бы классические углеводороды, цены на которые, с учетом общемировой тенденции к увеличению энергопотребления, росли бы постоянно. Ведь это только кажется, что все страдают от высоких цен на нефть и газ - некоторые при таких ценах зарабатывают состояния.

Конечно, нельзя говорить о том, что в число этих самых "некоторых" непременно входит вице-президент США Дик Чейни, на которого постоянно указывают пальцами не только в России, но и в большинстве стран, где есть коммерчески значимые запасы нефти.

Структура нефтяных интересов в США гораздо более сложна и запутана. Именно этот факт, возможно, объясняет отмеченное многими аналитиками нарастание противоречий между командами Буша и Чейни. Ведь не из-за неудавшейся войны в Ираке они же поссорились.

Однако в любом случае у американских топливников, которые сейчас реально находятся у власти, есть задача сохранить ту динамику цен на нефть и нефтепродукты, которая их уже озолотила и создала электоральный финансовый ресурс, который даст республиканцам шанс относительно легко пережить рекордно низкий уровень популярности своего президента. В данном случае заместитель министра Джозеф Спетрини блокирует попытки снятия ограничений на поставки российского урана на американский рынок в том числе и как представитель правящей партии.

Российские "миротворцы"

Где есть правящая партия, должна быть и оппозиция. Американские энергетики возмущаются тем, что им не дают свободы выбора поставщика, заставляя платить дань американской фирме ЮСЕК - частному монополисту в области услуг по обогащению урана. Несмотря на это, ни постановки вопроса в конгрессе (где у энергетических компаний США очень сильные лоббистские позиции), ни какого-то доклада от имени крупного исследовательского центра, ни коллективных заявлений для СМИ, ни какого-либо другого значимого политического движения не наблюдается. Если, конечно, не брать в расчет разговоры о плохом американском минторге и ужасном Спетрини, который, очевидно, все больше играет роль не самостоятельной фигуры, а своеобразного громоотвода.

Это и понятно - в США бизнес не привык конфликтовать с государством, публика дисциплинированная. Времена, когда открыто говорили: что хорошо для бизнеса, хорошо и для Америки, давно в прошлом.

Задать себе надо другой вопрос: если проблема уранового антидемпинга в США так важна для России, то почему же так пассивны представители МИДа, на которых сам президент возложил обязанность содействовать интересам российского бизнеса за рубежом? А здесь не просто бизнес, а высокие технологии (обогащение урана - одна из немногих услуг из сферы российского хай-тека, пользующаяся реальным и постоянным спросом на мировом рынке). Более того, в этом секторе работают преимущественно не частные, а государственные компании, которые нынче получают большие авансы и еще большие ресурсы. Тем не менее действия МИДа в этой сфере за последние несколько лет можно пересчитать по пальцам, и выглядят они как-то вымученно. И ладно бы МИД - профильное ведомство, Росатом, пока тоже не проявляет повышенной активности в этом направлении, если не считать нескольких публичных заявлений Сергея Кириенко.

Но мы-то знаем, что подобные проблемы решаются не на страницах газет, а во время переговоров, в кабинетах, без галстуков. Оно и понятно: приятнее выступать с мегапроектами рывка атомной отрасли, чем решать мелкую, но трудную задачу.

Конечно, представители государственного агента по урановой продукции - компании "Техснабэкспорт" - что-то пытаются сделать, потому что теряются их деньги, их прибыль. Но этого мало, критически мало - что вы хотите от средних размеров торгового дома в противостоянии с правящими кругами США? В целом же позиция российских властных кругов почти умиротворенная.

Идем на Юго-Восток

Иногда возникает даже подозрение: а не являемся ли мы свидетелями какой-то странной игры, когда чиновники только делают вид, что борются за снятие антидемпинговых ограничений? Ведь российские нефтяники почти ничем не отличаются от американских, и они так же заинтересованы в том, чтобы в Америке никогда не было ренессанса атомной энергетики, потому что им нужно высокое соотношение доллара и барреля. Что до потерь от отсутствия доступа на рынок природного урана, то они - в масштабе государства - с лихвой покрываются нарастающими доходами от экспорта нефти, которую, естественно, совершенно не обязательно поставлять на американский рынок. Нужно только, чтобы цены на нефть в Нью-Йорке росли - и прибыль будет гарантированной.

И тогда хочется задать почти риторический вопрос: а зачем мы так рвемся на американский урановый рынок, если знаем заранее, что нам туда не пробиться, если не собираемся тратить на это усилия, ресурсы и время? Может быть, в этой ситуации лучше просто выйти из скандального соглашения ВОУ-НОУ, которое ничего, кроме проблем, России не принесло, и сконцентрироваться на работе на рынках Азии, где нет никаких ограничений и где реально начинаются процессы ренессанса атомной отрасли. Тем более что тот же "Техснабэкспорт" имеет неплохие позиции в Южной Корее, КНР, а теперь и в Японии. Наконец, там нет Дика Чейни и Джозефа Спетрини, которые так раздражают российскую атомную общественность. По логике вещей, вместо попытки вломиться в запертую дверь, причем запертую с обеих сторон, стоит озаботиться укреплением "точек силы", тем более что растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона в перспективе не менее прибыльны, чем американский.

Вообще, нам нужно свыкнуться с мыслью, что и европейский, и тем более американский рынки - причем в отношении не только урановой продукции, но и других российских товаров - будут дальше относиться к рынкам с повышенным уровнем политических рисков. И рентабельность поставок на них надо считать с этой неприятной поправкой - тогда соотношение "цена-затраты" будет совсем иным.

А то, что в Америке не случится ядерного ренессанса, что энергетическая безопасность США попадет под угрозу, что зависимость от нефти нестабильного Ближнего Востока возрастет, - это уже не наши проблемы. Нам надо заниматься своей экономикой, а не укреплять энергетическую безопасность США.

И не стоит так уж много внимания уделять пресловутому Спетрини. Снять антидемпиговые ограничения он не может, даже если захочет, потому что, повторюсь, играет роль вовсе не самостоятельную.


Борис Армишев, канд. эконом. наук, Москва

Справка "Новой"

Напомним, что в настоящий момент российский уран поставляется в США только в рамках правительственного соглашения ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран - низкообогащенный уран) через частную компанию - монополиста ЮСЕК. Это положение дел не устраивает не только российскую сторону, но и американских энергетиков. Однако минторг США и, в частности, замглавы этого ведомства Джозеф Спетрини блокируют любые инициативы по пересмотру соглашений.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»