29.05.2006

Александр Ярмоленко

Главред

Атомная кормушка

В последнее время в адрес руководства Чернобыльской АЭС сыпятся обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств

Узнать, слухи это или правда, пока очень сложно, ведь даже чиновники курирующего предприятие министерства не знают о том, что там происходит.

В день 20-летия Чернобыльской трагедии на пресс-конференции в УНИАН заместитель гендиректора ГСП "Чернобыльская АЭС" и заместитель председателя тендерного комитета ЧАЭС Андрей Шацман "пожаловался", что со вступлением в силу новой редакции Закона "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (17 марта т.г.), деятельность предприятия в сфере госзакупок "практически парализована". А тендерный комитет Чернобыльской станции не смог провести ни одних торгов. В качестве же примера привел такие аргументы. Если в 2004-2005 гг. расходы предприятия на проведение публичных торгов составили 30 тыс. грн., то в настоящее время только консалтинговые услуги по разрешению объявления о торгах могут составить около 500 млн. грн. Андрей Шацман отметил также, что в связи со сложившейся ситуацией предприятие не может продолжить работы по реконструкции компрессорной станции, из-за остановки которого "весь северо-запад Украины может остаться без электроэнергии". Предприятие не может закупить даже: поваренной соли для регенерации фильтров химводоочистки, что "грозит остановкой всей отопительно-производственной системы, и остановке радиационно-опасных работ и работ по объекту "Укрытие". Неужто на самом деле все так запущено с финансированием Чернобыльского монстра?..

Радиоактивные деньги не пахнут

Между тем, еще за год до обсуждения Верховной Радой упомянутого закона (предусматривающего, в частности, принцип общественного контроля над вопросами тендерных предложений и зачисление средств от договорного обеспечения в Государственный бюджет), - в декабре 2005-го в последние дни 2004-го группа народных депутатов Украины обращалась в различные правоохранительные органы с требованием разобраться в сложившейся ситуации на Чернобыльской АЭС. А именно: в причинах непрекращающегося головотяпства, казнокрадства и постоянно срывающихся сроков возведения нового саркофага, гарантирующего безопасность населения не только нашей страны.

При этом приводились любопытные цифры. Так, только из украинского бюджета на ЧАЭС ежегодно идет 50 млн. долларов и еще 5 млн. долларов - на SIP (международный план осуществления мероприятий по созданию проекта нового саркофага "Укрытие-2"): А ведь есть еще Европейский банк реконструкции и развития и договоры с ним о строительстве нового саркофага: Существует и План мероприятий по стабилизации старого аварийного саркофага "Укрытие-1" - тоже международный. (Не считая "Фонда ядерных счетов" Ассамблеи доноров, Программы TACIS Еврокомиссии, "Чернобыльского фонда "Украина" (ЧФУ) и Интегрированной программы обращения с радиоактивными отходами".)

Только в минувшем году будущие строительные работы на ЧАЭС вместе с новым саркофагом оценивались в 358 млн. долларов. Хотя, накануне - в 1998-м, эта сумма уже была определена - почти в 760 млн. долларов: Зато в 2004-м, она достигла 1 млрд. 91 млн. долларов: То есть, следуя логике, денег должно хватать...

Однако, при постоянном росте оценки стоимости строительных работ, реальное обеспечение финансового ресурса остается прежним. ЧФУ как был 650 млн. долларов, так и остается.

Начатое строительство хранилища отработанного ядерного топлива-2, обойдясь в 90 млн. долларов, его строители - "Франатом" и "Укрэнергобуд", согласны завершить за еще 120 млн. А строительство промышленно-отопительной котельной, его подрядчик - ОАО "Южтеплоэнергомонтаж" оценил в сумму более 43 млн. долларов: При проектной стоимости в 1,5 раза ниже...

Иными словами, пользуясь безразличием контролирующих органов, руководители ЧАЭС (сначала Товстоногов, затем Неретин и Смышляев), нового саркофага так и не возвели. И, судя по темпам растрат (по мнению Центра оценки политических рисков), он не появится и в году нынешнем:

Незнание не освобождает...

Кстати, в день проведения упомянутой пресс-конференции в УНИАН, 20 апреля 2006 года, собравшиеся у ее подъезда представители ВО "Молодь - над_я України" и "Громадський спротив" ("Общественное сопротивление") провели пикетирование руководства Чернобыльской АЭС с требованиями отказаться от нецелевого расходования миллионов бюджетных средств. При этом, ссылаясь на независимых экспертов, "Громадський спротив" оглашал несколько "нецелевых" примеров.

Так, он назвал коррупционным договор на реконструкцию столовой, заключенный 20. 12. 2005 г. между ГСП "ЧАЭС" и корпорацией "Укртрансстрой" на общую сумму 4 832 222 грн. 40 коп.

Подозрительным, на взгляд активистов "Спротива", выглядит и договор на закупку сахара (31, 818 тонн) от 22. 03. 2006 года между ГП "Чернобыльсервис" и ПП "Мегаюз" на сумму 125 999 грн. 28 коп. по цене 3,96 грн./кг, в то время, как оптовая цена на этот же товар на рынке составляла 2,91 грн./кг.

По мнению пикетчиков, неплохой новогодний подарок сделало себе руководство ГСП "ЧАЭС" 30 декабря 2005 года, дав согласие на услуги по подключению к ресурсам Интернет сети на общую сумму 159 983 грн 52 коп. По оценкам независимых аудиторов, руководство "ЧАЭС" лишь за один день "отмыло" почти 160 тысяч гривен. Эти факты якобы выявились во время проверки деятельности предприятия правоохранительными органами, которые по этом поводу отмалчиваются.

Прокомментировать выдвигаемые против руководства ЧАЭС обвинения мы попросили начальника Госдепартамента зоны отчуждения Сергея Парашина. Сергей Константинович поначалу весьма удивился - мол, откуда такие факты, хотя и признал, что обратились мы по адресу и ЧАЭС подчиняется Министерству по чрезвычайным обстоятельствам, а значит, это ведомство курирует предприятие. Когда узнал, что выводы о нарушениях на ЧАЭС сделаны на основании официальных сообщений о торгах в "В_стнике закупевель", удивился еще раз:

- Правильно, обо всем, что касается закупок для Чернобыльской зоны, всегда информирует "Вестник закупок". Однако, не понятно, кто именно проводил экспертизы?.. Впрочем, пример о закупках сахара, действительно любопытен. Будем выяснять, откуда взяты "рыночные цены", и наказывать, кого надо..."

- А что касается других фактов. Скажем, упоминают о "неплохом подарке, который на новогодние праздники сделало себе руководство ЧАЭС, заключив договор на подключение к сети Интернет:", опять же неплохо заработав на этом?

- Откровенно говоря, я впервые об этом слышу. И, для начала, обязан создать специальную комиссию, провести детальное расследование приведенных торгов. Честно говоря, ЧАЭС была передана в веденье нашего министерства всего год назад: Первая задача, которая была поставлена, это убрать образовавшийся там коррупционный слой, что сразу невыполнимо. Однако, если факты коррупции действительно имеют место (думаю, они действительно существуют), то меры безусловно будут приняты. Хотя процесс очищения, мгновенно не происходит, как не происходит он по всей Украине, а не только на Чернобыльской станции. Поэтому, и Ваше предложение рассмотреть эти вопросы, заслуживают внимания. Проблема в том, что я государственный чиновник. И до выяснения всех деталей этих инцидентов не могу брать на себя ответственность, давать какие либо официальные комментарии. И, думаю, что смогу их дать еще не скоро...

Так что, можно предположить, что и общественность, скорее всего, обо всем, что творилось в Чернобыле на самом деле, узнает тоже нескоро.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»