23.11.2001

Сергей Лесков

Известия.Ru

Вагончик тронется, а фон останется

Вчера на заседании правительства РФ обсуждался вопрос безопасности при перевозке ядерных материалов по железным дорогам. Проблема стала актуальной после принятия летом 2001 года пакета законов, открывающих дорогу к нашим атомным могильникам отработанному ядерному топливу из-за рубежа. Нет сомнения в том, что кабинет министров обратил внимание на безопасность атомных транспортов в свете событий 11 сентября.

Докладчиком выступил министр по атомной энергии академик Александр Румянцев. Он подчеркнул, что за 50 лет транспортировки ядерных материалов в нашей стране не было ни одной аварии. В США тоже не было. Однако после 11 сентября в Америке установлен мораторий на ядерные транспортировки до апреля 2002 года. Уровень аварийности на российских дорогах, даже если забыть угрозу терроризма, достаточно высок. Это подтвердилось в начале ноября, когда на Транссибе произошло крушение 15 вагонов. Эшелон с 41 тонной ядерных отходов из Болгарии следовал в закрытый Железногорск под Красноярском в опасной близости от места катастрофы. Впрочем, первый заместитель министра Валентин Иванов главными "террористами" считает "зеленых", которые своими акциями создают угрозу (как в Германии) передвижению ядерных транспортов. В связи с этим на правительстве был поднят вопрос о засекречивании маршрутов поездов с радиоактивными материалами.

"Зеленые" оспаривают тезис о безопасности ядерных перевозок. По данным международной группы "Экозащита", в 1994 году в Новоуральске произошла авария при перевозке сернокислого урансодержащего раствора (на полотно пролито 1000 литров). В 1997 году в Челябинской области из-за столкновения с бульдозером перевернулась спецмашина и произошла разгерметизация контейнеров, где содержались изотопы иридия и кобальта. В 1991 году на Билибинской АЭС контейнер с радиоактивными отходами упал с погрузчика... Справедливости ради надо сказать, что эти аварии носили локальный характер, а инцидентов на железных дорогах отмечено до сей поры не было.

Как сообщил "Известиям" заместитель директора "Атомспецтранса" Валерий Каменский, 5-метровый контейнер - это прочный стакан из "нержавейки" толщиной 40 мм, который крепится к специальному ложементу 120-тонного вагона. Конструкция рассчитана на запредельные нагрузки: падение с высоты 10 метров на железный штырь, часовой пожар при температуре 800 градусов, падение в море на глубину 200 метров, столкновение на скорости 100 км в час, сход с рельсов. Многократные испытания подтвердили: контейнер остается герметичным. Кроме того, его не берет гранатомет даже при прямом попадании. Сейчас, об этом говорилось на заседании правительства, создается новый вагон с усиленной защитой от террористов. Задание поручено разработчику предыдущих конструкций - ОКБ "Транспортер" на Украине, а также российскому ЦКБ тяжелого машиностроения, которое специализируется на перевозке космических ракет.

Справка "Известий"

По международным соглашениям Россия, если к тому придут оба партнера, может принять у себя отработанное ядерное топливо от всех стран, где построены АЭС по нашим проектам. Таких стран немного: Финляндия, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия. Но парламент Финляндии в 1996 году принял мораторий на вывоз ядерных материалов. Чехия только что закончила строительство АЭС и о таких намерениях не заявляла. С начала 1990-х годов (прежде такие данные были закрыты) в Россию пришло по 1 эшелону из Словакии и Венгрии, по 2 - из Болгарии и Финляндии. Каждый эшелон - около 30 тонн отработанного ядерного топлива. Рентабельным считается импорт ОЯТ по цене 1 тысяча долл. за 1 кг. Однако выше 600 долл. с бывшими партнерами по соцлагерю нам сторговаться не удавалось. Украина же сдает нам свое ОЯТ всего за 200 долл. Каждый год с Украины приходит 2 эшелона с ядерными отходами. На наших хранилищах помимо иностранных отходов скопилось 14 тысяч тонн ОЯТ с АЭС, построенных в России и на Украине.

В мире 90% ядерного топлива производят США. Однако на свою территорию ОЯТ они не принимают. Этим пока занимаются лишь Франция, Англия и Россия.




Страница:

  Copyright © 1998, «NuclearNo.ru»